Театральная цензура в первой половине XIX века
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на то, что история русского театра уходит корнями в древность (первые театры были обрядовыми, которые впоследствии переросли в выступления скоморохов, положивших начало формированию национального театра, доступного массовому зрителю), развитие театрального дела в России пришлось именно на XIX век, когда были разработаны организационно-административные формы существования отечественного сценического искусства, поскольку, наряду с национальным театром, происходило становление и театра придворного, ориентированного на представителей высшего общества.
На формирование театрального рынка оказывали воздействие многие факторы: социально-политические тенденции, деятельность правителей, существовавшие в Российской Империи XVIII–XIX веков проблемы (например, самодержавная власть и крепостное право), общее состояние общества и проч., так как театр не только выполнял развлекательно-просветительскую функцию, но и был неким «отражением» действительности, позволяя деятелям искусс
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Театр и театральная цензура первой половины XIX века 5
1.1 Положение русского театра в первой половине XIX века 5
1.2 Истоки формирования театральной цензуры 8
ГЛАВА 2. УЖЕСТОЧЕНИЕ ЦЕНЗУРЫ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 10
2.1 Цензурные уставы 1804 и 1826 годов: основные положения и особенности 10
2.2 Театральная цензура в осмыслении А. Н. Островского 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бром З. Театр и цензура во второй половине XVIII века // URL: http://opentextnn.ru/old/censorship/russia/dorev/libraries/book/index.html@id=3021#_ftn23 (дата обращения: 19.11.2022).
Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох 1825–1881. – Пг.: Прометей. – 1917.
Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века// URL: https://www.philol.msu.ru/~istlit/books/Zhuravlyova_Russkaya_drama_i_literaturny_protsess.pdf (дата обращения: 22.11.2022).
История русского драматического театра в 7-ми томах. – М.: Искусство. 1977. Т.2.
Нотович О. К. Исторический очерк нашего законодательства о печати СПб, 1873.
Погожев В.П. Столетие организации Императорских Московских театров: Опыт исторического обзора: В 4 вып. СПб., 1908. Вып. 1. Кн. 3 (1826–1831).
Островский А. Н. Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России // URL: http://dugward.ru/library/ostrovskiy/ostrovskiy_obstoyatelstva.html (дата обращения: 24.11.2022).
Письма Никалая I к цесаревичу Александру Николаевичу // Николай I и его время. Т. 1.
Родина Т. М. Русское театральное искусство в начале XIX века. – М.: Изд-во Академии Наук СССР. 1961.
Розенберг Вл. Якушкин В. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. М, 1905.
Русский драматический театр // учеб. пособие под ред. Асеева Б. Н. Образцовой А. Г. – М.: Просвещение.
Сборник постановлений и распоряжений по цензуре. СПб, 1862.
Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры (1700–1863 год), СПб., 1892.
Устав о цензуре и печати // URL: http://www.rus-sky.com/history/library/vol.14/vol.14.2.htm (дата обращения: 25.12.2021).
Непрерывность сценической жизни этих произведений обеспечивала непосредственное наследование традиций.
1.2 Истоки формирования театральной цензурыВ XIX веке развитие и существования театра и театрального рынка в целом напрямую зависело от цензурных ограничений, которые возникли еще в конце XVIII века, когда Екатерина II начала ужесточать цензурную политику в отношении литературы и периодики. Эту тенденцию поддержал и Павел I, издавший в 1797 году указ «О представлении книг на рассмотрение Его Императорского Величества, признаваемых Цензурою недозволенными и сомнительными». З. Бром отмечает, что ни в одном из указов не было упоми