Поэтика пейзажа в романе и.с. тургенева «отцы и дети»

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Поэтика пейзажа в романе и.с. тургенева «отцы и дети». В работе обозревается специфика изображения пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.03.2024
Объем файла
122 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
880 руб.
1100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: И.С. Тургенев желал постигнуть гармонию природы, определить диалектику ее созидания и разрушения. В его произведениях герои философствуют о природе: некоторые из них считают природу храмом, другие – мастерской, где человек – работник. Ласковой, переливающейся всеми своими красками предстает природа в цикле «Записки охотника», грозная и суровая, беспощадная к человеку она в таких произведениях писателя как «Поездка в Полесье», «Фауст», «Природа». В романе «Накануне» образ скорбно задумавшейся, но решительной Елены рисуется на фоне грозы, черных туч и сильных порывов ветра. Долгая осенняя ночь с воющим ветром соотносится с жизненной драмой бесприютного скитальца Рудина. В повести «Ася» эмоциональность главного героя органически сливается с конкретной предметностью природного окружения. Это неизбежно приводит к олицетворению:
«Небо шевелилось, двигалось, содрогалось, колыхались, дрожали звезды» [Тургенев. т. 5, с. 102].
Как пишет Г. Б. Курляндская: «Турген

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ КАК ФОН РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЙ И ФОРМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» 17
1.1. Место описаний природы в композиции романа 17
1.2.Классификация изображений пейзажа в романе 21
ГЛАВА ВТОРАЯ. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» 33
2.1.Роль живой природы в создании образа-пейзажа 33
2.2. Звуки и запахи в романе как средство создания пейзажа 37
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОЭТИКА ХРОНОТОПА В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» 41
3.1. Романные хронотопы как отражение модели мира героев 41
3.2. Особенности поэтики времен года в романе И.С. Тургенева 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список литературы 64

Список литературы:
Алефиренко, Н.Ф. Текст и дискурс: учебное пособие для магистрантов / Н.Ф. Алефиренко, М.А. Голованева, Е.Г. Озерова, И. И. Чумак- Жунь. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. – 250 с.
Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М: Советская энциклопедия,1966. – 608 с.
Аюпов С. М. Натурфилософия и человек в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Одинцова и другие) // Говор: альманах. – 1996. – № 12. – С. 24-68.
Бабореко А. К. Записки охотника// Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / под ред. С. М. Петрова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959.- 578 с.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике//Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М, 1975.
Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. – 2003. – №3-4. – С. 198-207.
Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике //Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). С. 20-26.
Борамбаева А. Х. Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 11-2. – С. 34-35.
Воронова О. П. Куинджи в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1986.
Ведерникова Т. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке Н. Н. Страхова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/18841/1/Vedernikova_Roman%20Turgeneva.pdf.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963.
Винокур, Г.О. Филологические исследования. – М.: Наука, 1990.
Галанов Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. – М.: Советский писатель, 1974.
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 148 с.
Гегель Георг Вельгельм Фридрих, Эстетика: в 4 т. / Георг Вельгельм Фридрих

Здесь Тургенев выходит на социальную тему, на тему дальнейшего пути развития России.
Следующий пейзаж романа выполняет сразу же несколько функций. Прежде всего он передает чувства и эмоции, которые переполняют героев. Встреча отца Кирсанова с Аркадием происходит в обстановке взаимной радости, волнения, встревоженности. Они не виделись целый год, за это время Аркадий получил звание, возмужал. Сама природа как будто разделяет их чувства:
«Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах…» [Тургенев. с. 16].
Тургенев специально дает нам описание пейзажа, противоположное первому по наст