Кризисные состояния сотрудников УИС диагностика и коррекция
Введение
Актуальность темы исследования. Исследование психологического содержания профессиональной деятельности сотрудников УИС показывает следующую закономерность: эта работа является не просто коммуникативной, а в полном значении слова экстремально-комуникативной. Сотрудники УИС все время сталкиваются с конфликтами, переживаниями, негативными эмоциями, которые серьезно влияют на психологическое благополучие сотрудника и приводят к психосоматическим заболеваниям.
Кризисное состояние – событие объективно существующее, сопутствующее формированию человека в его профессиональной деятельности. Известный юрист А.Ф. Кони подчеркивал, что как бы не были хороши принципы деятельности, имеет место утраты их силы и смысла в неопытных, грубых и недобросовестных руках.
Изучение кризисов разными учеными показывает нам, что кризисное состояние это многомерное социально-психологическое явление и подходить к изучению необходимо с разных направлений. Сформировавшееся переломное положение в учережде
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Теорретико-методологические подходы к изучению кризисных состояний сотрудников УИС8
1.1 Психологическая характеристика кризисных состояний сотрудников УИС8
1.2 Особенности диагностики и коррекции кризисных состояний сотрудников УИС18
1.3 Процедура и методы исследования кризисных состояний сотрудников УИС32
Глава 2. Эмпирическое исследование кризисных состояний сотрудников УИС………………………………………………………..……..43
2.1 Особенности кризисных состояний сотрудников УИС43
2.2 Психокоррекция кризисных состояний сотрудников УИС………...50
Заключение57
Список использованной литературы62
Приложения…………………………………………………..………......68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты и официальные документы
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года. – М.: 2020.
2. Приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. №169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13 сентября 2012 г. № 25452)
3. Концепция совершенствования образовательной политики уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004-2006 годы: Утв. ГУИН Минюста России 31 декабря 2003 г.
4. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ». Постановление Минтруда РФ № 1 от 27 сентября 1996 г.».// Бюллетень Минтруда, 1996, № 11.
II. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
5. Абрамова Г.С. “Введение в практическую психологию” — Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: Издательский центр «Академия», 2015.
6. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2016. — 285 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.:Информ — издат. Дом «Филин», 2016.- 470 с.
8. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Вист-С, 2017. 128 с.
9. Бутенко Г.В. Проективная психология. М., 2019. 416 с.
10. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 2014
11. Вилюнас В. К., Астапов В. М. О психических функциях состояния тревоги // Тез. VIсъезда Общества психологов СССР. М., 1983. Ч. III. С. 543–544.
12. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. — 336с.
13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
14. Дебольский М.Г. Программа социально-психологического тренинга и подготовка сотрудников ИТУ профессиональному общению с осужденными. М., 1994.
15. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. Пособие. М., 1995. 349 с. 6. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2018. 464 с.
16. Изард К.Е. Психология эмоций – М., 2016
17. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2014.
18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический Проект, 2019.
19. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.Прикладная юридическая психология / под ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ, 2018.С.417
20. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов. М.: Смысл, 2019.
21. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006.
22. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2016.
23. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл,
24. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2017.
25. Орел А.А., Фоменко Г.Ю. Противоречия как движущие силы личностного и профессионального развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2019. Вып. 3. С. 291-297.
26. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: метод. пособие / под общ. ред. В.М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2017.
27. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях, подготовлено Ушатиковым А.И., Ковалевым О.Г., Семеновым В.А., Рязань, 1997г.
28. Психологические состояния. Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб: Издательство «Питер», 2019. С.38
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 2008
30. Рыбкин, И. В. Психологическая подготовка продавца [Текст] / И.В. Рыбкин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018
31. Рыбкин, И. В. Пятнадцать принципов успешных продаж [Текст] / И.В. Рыбкин. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017
32. Рыбкин, И. В. Управляем контактом с клиентом [Текст] / И.В. Рыбкин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018
33. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2018. Т. 29, №. 2. С. 83.
Только после осознания и принятия, выражения и переживания своего текущего психического состояния человек сможет решить (самостоятельно или вместе с консультантом), как ему относится к кризисной ситуации, что ему делать и как жить дальше. Только после этого можно говорить, что человек прошел через кризисную ситуацию продуктивно, что означает:
•человек приобрел благодаря этой ситуации важный для себя личностной опыт;
•человек нашел новые личностно значимые смыслы взамен утерянных в результате кризисной ситуации.
В итоге, можно выделить следующие основные направления в психодиагностике кризисных состояний:
Психодиагностика актуального состояния:
- непосредственно в момент переживания кризиса при обращении за помощью,
- ретроспективно (воспроизведение состояния в период переживания кризиса),
- лиц с признаками прогностически неблагоприятного переживания кризиса, выявленных в группах риска (сенситивные возрастные периоды, сложные жизненные ситуации И др.)
- в проц