Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня невротизации у девушек
ВВЕДЕНИЕ
В двадцать первом веке, абсолютно во всем мировом обществе, появилась направленность увеличения неблагополучия в психологической области жизни населения. Эта направленность имеет позицию усиления у последующего поколения в сопоставлении с предыдущими. Новое поколение имеет тенденцию к невротизации и раздражительности, наиболее импульсивны и агрессивны также предрасположенные погружаться в тревогу, настроенные отчасти более враждебно, ощущающие себя наиболее одинокими и подавленными. В наше время возрастает число индивидов, испытывающих страдания от невротических расстройств.
Актуальность выбора темы работы определяется существующими задачами социальной практики и направлениями реализации научных изысканий. Тема взаимосвязи эмоционального интеллекта (далее EQ) и уровня невротизации у девушек вызвана тем, что это представленное направление мало изучено и не полностью разработано.
Огромное внимание требует эмоциональный компонент психики потому, что из числа специализированн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ У ДЕВУШЕК10
1.1. История развития представлений об эмоциональном интеллекте10
1.2. «Эмоциональный интеллект» в отечественной психологической науке. Определение и модели «эмоционального интеллекта»19
1.3. Невротические состояния и уровень невротизации личности в теоретических подходах различных психологических школ37
1.4. Эмоциональный интеллект у женщин с невротическими расстройствами43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ У ДЕВУШЕК59
2.1. Организация и методы исследования59
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования67
2.3. Психологические рекомендации специалистам–психологам, направленные на развитие эмоционального интеллекта у девушек 20–23 лет76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абабков, В. А., Исурина, Г. Л., Мизинова, Е. Б. Учение о неврозах: учебное пособие. СПб. : Изд–во СПбГУ, 2012. – 174 с.
Адлер, А. О нервическом характере. СПб.: Фонд поддержки науки и образования»Унив. кн.», М.: АСТ, 1997. – 385 с.
Айзенк, Г. Ю. Понятие и определение интеллекта// Вопросы психологии. 1995. No1. – С.111.
Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. № 1. 1995. – С. 112.
Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / пер. с англ. М.: Апрель Пресс: Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2001. – 752 с.
Анастази, А., Урбина С. Психодиагностика. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. 7–еизд. СПб.: Питер, 2005. – 688 с.
Андреева, Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. – 302 с.
Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ– Петербург, 2012. – 288 с.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. – С. 78.
Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. № 5. – С. 83.Аткинсон, Р. Л., Аткинсон, Р. С., Смит, Э. Е., Бем, Д.Дж, Нолен–Хоэксема, С. Введение в психологию/ Под ред. Зинченко В. П. 15–емеждународноеизд. СПб.: Прайм–Еврознак, 2007. – 672 с.
Бодалев, А.А. Об одаренности человека как субъекта общения // Психология. 1999. № 1. – С. 24.
Борисова, А.А. Проницательность как проблема психологии общения // Вопросы психологии. 1990. № 4. – С.117.
Брушлинский, А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 2. – С.18.
Вассерман, Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Из–дательский центр »Академия», 2003 . – 736 с.
В
3) Мотивация – способность применить стимулы для того, что бы придти к положительному результату.
4) Эмпатия – способность поставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как собственные.
5) Социальные навыки – применить умение распознать эмоции в рабочем процессе или в решения конфликтных ситуаций [94].
Три теста–опросника были созданы на основе модели D. Goleman: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI),Emotional and Social Competency–University Edition(ESCI–U).
D. Goleman, в модели эмоционального интеллекта сосредоточил внимание на таких элементах как: эмоциональное самосознание, контроль, социальная чуткость, управление отношениями.
D. Goleman пишет, что индивиды с высоким эмоциональным самосознанием вслушиваются в свои внутренние чувства, понимаю