Повышение качества предоставления муниципальных услуг населению на примере ОАО «Светловский Водоканал»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Доступность и качество государственных и муниципальных услуг – это мера оценки эффективности деятельности органов, а также должностных лиц муниципального и государственного управления, результат осуществления государственной и муниципальной политики. Сегодня в целях более удобных взаимодействий граждан с органами власти проводят активную работу по созданию многофункциональных центров предоставления муниципальных и государственных услуг, которые действуют в соответствии с принципом «одного окна». Принцип «одного окна» - это базовый двигатель перехода к модели управления, направленной на граждан, предполагающей интеграцию всех ведомств в единой структуре.
Принимая во внимание проблемы водоснабжения следует начать с изучения формирования концепции водоснабжения, которая представляет собой инженерный комплекс природных и искусственно созданных водных объектов и технических сооружений, находящихся в общем процессе функционирования для удовлетворения социальных, экологических и экономических потребностей человека в воде.
В связи с этим следует отметить, что государственное управление в рассматриваемой области представляет собой организационную и административную деятельность соответствующих органов, которые обеспечивают рациональное введение, восстановление и охрану водных объектов. Возможно, проанализировать данный процесс на различных стадиях. На микроуровне управления рационального использования и охраны вод осуществляется предприятиями по управлению водными ресурсами (водопользователей). Следует сконцентрировать внимание на актуальных вопросах управления водными ресурсами, такими которые представляют наибольший интерес: ухудшение воды; усиление направленности безумного использования воды, неудовлетворительное техническое состояние водохозяйственных построек, низкая инвестиционная активность, которые сильно уменьшают экономическую эффективность функционирования отрасли, которая требует сегодня внедрения рыночных механизмов управления к природному и эксклюзивному сектору на основе целесообразного порядка предоставления объектов водного хозяйства в использовании.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты предоставления муниципальных услуг населению в сфере водоснабжения 10
1.1. Понятие и сущность предоставления муниципальных услуг населению 10
1.2. Правовая база предоставления муниципальных услуг населению в области водоснабжения 20
1.3. Проблемы предоставления муниципальных услуг в России 46
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Светловский водоканал» по предоставлению муниципальных услуг населению в области водоснабжения 54
2.1. Общая характеристика ОАО «Светловский водоканал» 54
2.2. Деятельность ОАО «Светловский водоканал» по предоставлению муниципальных услуг населению в сфере водоснабжения 61
2.3. Оценка качества муниципальных услуг в области водоснабжения, предоставляемых ОАО «Светловский водоканал» 68
Выводы по главе 2 75
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению качества муниципальных услуг в сфере водоснабжения ОАО «Светловский водоканал» 76
3.1. Мероприятия по повышению качества услуг в сфере водоснабжения ОАО «Светловский водоканал» 76
3.2. Оценка экономической и социальной эффективности разработанных мероприятий» 85
Выводы по главе 3 89
Заключение 91
Список использованной литературы 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 01.12.2022). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. О водоснабжении и водоотведении [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. О стандартизации в Российской федерации: Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www. consultant.ru
5. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 (ред. от 22.06.2022). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 (ред. от 30.11.2021). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www. consultant.ru
7. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса [Электронный ресурс]: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 г. № 99. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www. consultant.ru
8. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры». Сборник методических рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. // https://docs.cntd.ru/document/551893154 (дата обращения 30.11.2022 г.).
9. Приказ Минкультуры России от 27.04.2018 № 599 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями культуры»
10. О питьевой воде и питьевом водоснабжении [Электронный ресурс]: Модельный закон от 24.11.2001 г. № 18-10 принят на 18-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Агаджанян А.С. Нормативно-правовое регулирование в рамках концепции электронного государства и открытого правительства // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей IX Международной научно-практической конференции : в 4 ч.. 2021. С. 232-234.
12. Алькина Г.И., Герба В.А. Сущность государственных услуг // Вестник Томского государственного ун-та. 2009. № 3 (14). С. 129.
13. Антонюк В.С., Корниенко Е.Л. Электронное правительство как инструмент государственного управления в условиях цифровой экономики: региональный аспект // В книге: Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы Труды научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. 2021. С. 178-188.
14. Антошина М.В. Новшества российского законодательства об электронном взаимодействии нотариата с единым государственным реестром ЗАГС // Наука. Общество. Государство. 2021. Т. 6. № 1 (21). С. 27-32.
15. Балюков А.С. Анализ актуальности создания электронного правительства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2022. Т. 14. № 3. С. 78-85.
16. Бойченко И.С. Правовое обеспечение электронного взаимодействия при формировании информационного общества в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1. С. 38-44.
17. Борисов С.А., Яшин С.Н. Повышение эффективности взаимодействия государства, бизнеса и граждан на основе совершенствования системы предоставления государственных услуг в электронном виде // В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики и управления Сборник научных трудов. Под ред. А.Я. Баринова. 2021. С. 3-11.
18. Буриев М.М. Горизонтальный налоговый мониторинг: электронное взаимодействие с налогоплательщиками // В сборнике: Образование, наука и бизнес - индикаторы развития цифровой экономики Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции молодых ученых ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Под общей редакцией Е.Ю. Власовой. 2021. С. 241-244.
19. Бушуй, В. А. Факторы, оказывающие влияние на организацию и функционирование системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. – Москва: Научный форум, 2020. - № 3(96). Ч. 1. – С. 7-8.
20. Воронов, Ю. В. Водоотведение и очистка сточных вод [Текст]: учеб. / Ю. В. Воронов; под общ. ред. Ю. В. Воронова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. - Москва : Ассоц. строит. вузов, 2019. - 760 с.
21. Гальперин, Е. М. О востребованности показателей надежности систем водоснабжения и водоотведения [Текст] / Е.М. Гальперин // Градостроительство и архитектура. – 2022. - № 1. - С. 57-61.
22. Городов, О. А. Введение в энергетическое право [Текст]: учеб. / О. А. Городов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2020. - 222 с.
23. Дмитриева М.А. Система межведомственного электронного взаимодействия в условиях цифровой экономики // Вестник ВНИИДАД. 2021. № 1. С. 81-88.
24. Дубов С.С., Месенгисер Я.Я. Об электронной подписи и ее перспективах в цифровой экономике // Российский технологический журнал. 2021. Т. 6. № 5 (25). С. 5-14.
25. Зверева, С. А. Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения (на примере муниципального образования городской округ «город Екатеринбург») [Текст] / С. А. Зверева, В. А. Бушуй // Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы: сб. науч. тр. по материалам I Межд. науч. - практич. конф. - Санкт-Петербург: НОО «Профессиональная наука», 2021. - С. 310-320.
26. Зенин С.С. Правовое регулирование обязанностей органов публичной власти, предоставляющих государственные и муниципальные услуги // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 12. С. 59.
27. Игнатов Д.А., Ершова И.Г. Электронные государственные услуги как инструмент повышения качества // В сборнике: Инновационные технологии в развитии социально-экономических систем Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.И. Пискун, Л.С. Шаховской, Р.М. Нижегородцева. 2021. С. 298-302.
28. Ильин И. В., Зайченко И. М. Анализ факторов, обусловливающих выбор стратегии развития предприятия // Перспективы науки. 2021. № 1(88). С. 80—87.
29. Ипатов В.А. От делопроизводства к документированному электронному взаимодействию // Делопроизводство. - № 2 - 2021.
30. Канцер, Ю. А. Ресурсоснабжение жилищно-коммунального хозяйства России: вопросы теории и практики [Текст]: монография / Ю. А. Канцер; под ред. В. А. Вайпан. - Москва : ЮСТИЦИНФОРМ, 2021. - 195 с.
31. Карнацевич И. В., Бикбулатова Г. Г., Ряполов К. В. Перспективы генетического метода расчета элементарного стока по суточным интервалам // Омский научный вестник. Сер. 1. Ресурсы Земли. Человек. 2022. № 1(104). С. 224—231.
32. Кирилловых А.А. Правовые аспекты механизма электронного взаимодействия в законодательстве об электронной подписи // Адвокат. 2022. № 11. С. 52-63.
33. Леонова Е.В. Электронное правительство как новый этап социально-экономического развития России // В сборнике: «Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России» Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Под ред. Е.А. Горбашко. 2021. С. 163-165.
34. Лепшоков А.Н., Зимовец А.В. Направления повышения эффективности электронного правительства // В сборнике: Актуальные проблемы управления, экономики и подготовки профессиональных кадров Сборник докладов XIX научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. 2021. С. 157-160.
35. Мальцев И.Е. Электронное правительство (G2G - government-to-government) // В сборнике: Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСиТ-2022) Материалы Всероссийской молодежной научно-практической школы. 2022. С. 215.
36. Мамай Е.А. Публичные услуги G2B: на какой стадии находится развитие электронного правительства в России? // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4 (44). С. 205-217.
37. Маркосян, А. Х. Экономика водных ресурсов [Текст] / А.Х. Маркосян, Г. А. Мартиросян, О. В. Токмаджян. - Санкт-Петербург: ВНИИГ, 2020. - 507 с.
38. Марчук, Е. В. Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки [Текст] / Е. В. Марчук // Молодой ученый. – 2022. - № 11. - С. 386-388.
39. Морозова Е.В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.
40. Нагорная Т. С. Совершенствование методологии менеджмента управляющих компаний в сфере ЖКХ // Молодой ученый. 2021. № 20. С. 260—262.
41. Павлинова, И. И. Водоснабжение и водоотведение [Текст]: учеб. и практикум / И. И. Павлинова, В. И. Баженов, И. Г. Губий. – 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 380 с.
42. Панов К.Е. Взаимодействие молодёжи и электронной демократии на примере Москвы // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук сборник научных трудов Института инновационных технологий и государственного управления ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет». Москва, 2019. С. 80-82.
43. Петухов С.В., Шевцов С.С., Гаврилов Д.А., Шувалов П.С., Савченко В.С. К вопросу о цифровизации государственного аппарата // В сборнике: Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия Сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. Председатель редколлегии: Лебедева Надежда Анатольевна. 2021. С. 34-37.
44. Полотовская Е.Ю. Проблема определения государственной (муниципальной) услуги, работы, функции // Административное и муниципальное право. 2022. № 1. С. 80.
45. Салдан И.П., Колядо В.Б., Лазарев В.С., Трибунский С.И., Колядо Е.В., Бескровная Е.В. Предоставление государственных услуг по лицензированию в сфере здравоохранения с применением принципов межведомственного электронного взаимодействия // Бюллетень медицинской науки. 2021. № 1 (9). С. 3-8.
46. Самарина Т.С., Непрозванных А.Л. Многофункциональные центры в РФ: основные аспекты межведомственного взаимодействия с органами государственной власти // Достижения науки и образования. 2021. Т. 2. № 7 (29). С. 103-107.
47. Самбурский, Г. А. Технологические и организационные аспекты процессов получения воды питьевого качества [Текст] / Г.А. Самбурский, С.М. Пестов // Издательские решения. – 2021. – 184 с.
48. Серов Д. А., Ильин И. В., Ильяшенко В. М. Ценностно ориентированная модель управления водоснабжением // Глобальный научный потенциал. 2019. № 7(100). С. 112—117.
49. Силин, Я. П. Современные тенденции развития местного самоуправления в Калининградской области [Текст] / Я. П. Силин // Вестник ЮУрГУ. Экономика и менеджмент. – 2020. - №2. – С. 32-42.
50. Стукалов, А. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ : вопросы теории и практики [Текст] : монография / А.В. Стукалов. - Москва : Проспект, 2020. - 174 с.
51. Сулейманова Л.И., Исламова Р.Р. Электронное взаимодействие государства и населения: проблемы и пути решения // В сборнике: «Информация как двигатель научного прогресса» сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2021. С. 233-236.
52. Телешина Н.Н. Электронные формы взаимодействия населения и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 68-71.
53. Трофимова Т.В., Ломовцева А.В. Цифровые технологии в обеспечении деятельности органов государственной власти. Креативная экономика №2’2019 (февраль) - 261-270.
54. Фомин, С. Ю. Экономика водопроводно-канализационного хозяйства [Текст]: учеб. пособие / С.Ю. Фомин. - Мурманск : Мурманский гос. технический ун-т, 2020. - 166 с.
55. Фролов А.И., Семина Е.В., Артемова Е.В. Внедрение информационных систем в социальные структуры на примере системы электронного межведомственного взаимодействия // Наука в современном обществе. 2022. № 5. С. 115-117.
56. Шефель, О.М. Первая полная энциклопедия ЖКХ [Текст]: учеб. / О.М. Шефель. - Москва : Астрель. – 2022. - 544 с.
57. Щекина И.А. Электронное правительство в России: перспективы и возможности // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2022. № 11. С. 12-19.
58. Яковлев, С. В. Водоотведение и очистка сточных вод [Текст]: учеб. / С.В. Яковлев, Ю. В. Воронов; под общ. ред. Ю. В. Воронова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Ассоц. строит. вузов, 2022. - 702 с.
59. Толмачева Т. Цифровое ЖКХ: легко ли реализовать планы Президента? URL: http://www.iksmedia.ru/blogs/post/5398071-Czifrovoe-ZHKX-legko-li-realizovat.html.
Таким образом, можно отметить, что существует ряд ограничений для осуществления мероприятий по взысканию и получению денежных средств и дебиторской задолженности. Направлением для развития взыскания дебиторской задолженности можно считать внедрение на предприятии цифровых технологий, которые все более и более интенсивно развиваются в последнее врем.Таким образом, «Работа с абонентами» как бизнес- процесс включает в себя много взаимосвязанных продпроцессов, которые условно можно подразделить на 3 основных: подпроцессы «начислений», «заключение договоров», «работа с дебиторской задолженностью». Производственные процессы и процесс «работа с абонентами» взаимосвязаны и взаимозависимы и только эффективная работа этих процессов позволит предприятию функционировать в полном объеме. Важнейшей и стратегической задачей для предприятия является сокращение величины дебиторской задолженности, для этого предприятие применяет значительное количество методов и мероприятий, к которым относится: проведение телефонных переговоров с абонентами, закрытие / временное прекращение / ограничение услуг водоснабжения и водоотведения, использование стимулирующих механизмов (амнистия по пеням), судебная работа и исполнительное производство.