Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста обусловлена содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, которая направлена на освоение детьми первоначальных представлений социального характера и овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [56].
Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании в РФ» [41]. Достаточный уровень сформированности коммуникативных умений является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Одним из эффективных направлений становления и развития коммуникативных умений детей является использование театрально-игровых технологий в детском саду. Современная концепция дошкольного образования в условиях ФГОС ДО предусматривает реализацию в ДОО образовательной программы дошкольного образования в различных формах, прежде всего, в форме игры. В театрализованной игре дети учатся организовывать общение со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с другими детьми.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…11
1.1. Сущность понятия «коммуникативные умения» и их характеристика…11
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...20
1.3. Роль театрализованной деятельности в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..25
1.4. Развитие коммуникативных умений в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………32
1.5. Краткие выводы по главе I…………………………………………………37
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…39
2.1. Краткая характеристика испытуемых. Констатирующий этап исследования……………………………………………………………………..39
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности…………53
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………………...59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..76
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 24 – 32.
2. Александрова О.А. Формирование коммуникативных умений общения. М.: Просвещение, 2015. 126 с.
3. Амет-Уста З.Р., Сапон Н.Н. Коммуникативные умения старшего дошкольника: актуальность проблемы, педагогические условия // Современные инновации. 2019. № 3 (31). С. 64 – 67.
4. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2016. 188 с.
5. Артемова Л. Театрализованные игры дошкольников. М.: Мысль, 2011. 128 с.
6. Афанасенкова Е.Л., Фаттахова Н.В. Театральная деятельность как средство развития эстетического восприятия и художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста // сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами»,25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 2. М.: МАН ПО, 5 за знания, 2020. 805 с.
7. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. М.: Академия, 2006. 255 с.
8. Бондарева Ю.М. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 5 (44). С. 854 – 858.
9. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2003. 276 с.
10. Вагина А.В. Коммуникативные умения старшего дошкольника: актуальность проблемы // В сб.: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. сборник статей по материалам XCI студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2020. С. 93 – 95.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2014. 512 с.
12. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: Методическое пособие / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. М.: Центр педагогического образования, 2007. 144 с.
13. Гончаренко Т.Ю. Влияние театрально-игровой деятельности на формирование коммуникативных навыков старших дошкольников // В сб.: Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Под ред. И.В. Иванченко, 2021. С. 133 – 137.
14. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: Просвещение, 2015. 110 с.
15. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2011. № 2. С. 21 – 23.
16. Емлютина Л.П. Возрастные особенности старших дошкольников и их влияние на формирование коммуникативных умений // Форум молодых ученых. 2017. № 5 (9). С. 735 – 738.
17. Ефимова Е.А., Петрулёва Е.В. Условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности // В сб.: Педагогическое воспитание и образование на современном этапе. сборник научных статей, посвященный 80-летию памяти А. С. Макаренко. Волгоград, 2019. С. 19 – 24.
18. Закарян М.А. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в театрализовано-игровой деятельности. Учебное пособие. М.: ООО «Сириус», 2020. 63 с.
19. Запорожец А.В. Психология. М.: Лабиринт, 2008. 312 с.
20. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2017. 114 с.
21. Колисниченко И.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности // В сб.: Педагогический опыт: от теории к практике. сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 158 – 159.
22. Колисниченко И.Б. Значение и принципы формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в театрализованной деятельности // В сб.: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 124 – 125.
23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: Мнемозина, 2010. 350 с.
24. Короткова Н.А. Театрализованная игра старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. 2006. № 2. С. 84 – 87.
25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
26. Леонтьев А.А. Психология общения: учебник. М.: Смысл, 2008. 368 с.
27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 2005. 144 с.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 218 с.
29. Ломов Б.М. Общение в деятельности. М.: Прогресс, 2011. 128 с.
30. Максимова С.М. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Интерактивная наука. 2017. № 12. С. 92 – 95.
31. Масленникова О.М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 581 – 583.
32. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.:ТЦ «Сфера», 2012. 218 с.
33. Молчанова И.А. Возможности театрализованной деятельности в формировании коммуникативных умений дошкольников // В сб.: Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. материалы ХV Международной научно-практической Internet-конференции. Ответственный редактор Л.Н. Макарова. 2019. С. 342 – 345.
34. Морозова О. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в театрально-игровой деятельности // В сб.: Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка. материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Г. Куприна, 2015. С. 148 – 151.
35. Морозова И.С., Мельникова С.В. К проблеме формирования коммуникативных умений и навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности // В сб.: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 268 – 270.
36. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 2004. 112 с.
37. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
38. Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 170 – 174.
39. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. М.: Владос, 2003. 346 с. Кн. 1.
40. О драматизации в детских учреждениях // «Детский сад со всех сторон». 2012. № 23. июнь. С. 3.
41. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
42. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Л.: Изд-во ЛГУ, 1994. 120 с.
43. Парыгин Д.Б. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 2011. 348 с.
44. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 64 с.
45. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная пресса, 2016. 132 с.
46. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Просвещение, 2009. 218 с.
47. Репина Т.А. Межличностные отношения в группе детского сада // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». 2016. С. 26 – 29.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 720 с.
49. Смирнова Е.О. Влияние предметно-пространственной среды на игровую инициативность дошкольников // Педагогика. 2020. № 3. С. 72 – 82.
50. Смотрова Н.С. Особенности организации театрально-игровой деятельности в группе детского сада // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. 2018. № 4. С. 21 – 22.
51. Стужук Е.В., Джафарова О.С. Формы театральной деятельности формирования коммуникативных умений младших школьников // В сб.: Традиции и инновации в педагогике начальной школы. Сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. 2018. С. 268 – 271.
52. Суровицкая М.В. Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. 69 с.
53. Тихонюк О.Г. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность // В сб.: Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 153 – 155.
54. Томчикова С.Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. Магнитогорск, 2012. 96 с.
55. Устьянцева Э.И., Левшина Н. И. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений дошкольника // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4. С. 156 – 158.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
57. Федотовская А.С. К вопросу изучения театрализованной деятельности как средства формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста // В сб.: Логопедия: теория и практика. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 99 – 102.
58. Харитонова К.М. Методика организации и проведения игры-драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 30 – 35.
59. Хмелева И.В., Нефедова Ю.В., Лушпа Л.А. Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности // В сб.: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Педагогика. международная научно-практическая конференция. Белгород, 2021. С. 243 – 247.
60. Чепель С.В. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников посредством театральной деятельности // В сб.: Наука и образование в XXI веке. сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2018. С. 116 – 117.
61. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 186 с.
62. Чурилова Э.Г. Методика организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2007. 160 с.
63. Шайдуллина Г.И. Работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности // NovaUm.Ru. 2021. № 30. С. 119 – 121.
64. Щелуканова С.В., Серикова Л.А. Потенциал театрально-игровой деятельности в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». 2021. № 1. С. 540 – 544.
66. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 128 с.
67. Шефер Е.А. Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие / сост. Е.А. Шефер. Мохово, 2018. 50 с.
68. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 320 с.
В процессе подготовки спектакля мы у детей развивали не только язык жестов, мимики и пантомимики; но и учили пониманию того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения. Формировали высокую оценку сверстников «умения играть в коллективе», учили усваивать правила поведения, развивали требования к действиям и поступкам товарищей по совместной игре, развивали личность каждого ребенка. (Приложение 14).
Совместные постановки позволили преодолеть отчужденность детей по отношению к сверстникам; разрушить защитные барьеры, отгораживающие от сверстников. Постановки развивали внимание к сверстнику; способность видеть его, обращать на него внимание.
Мы проводили выступления детей и перед малышами. Дети получали огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевалась боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имело существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому давалась возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Вовлекая детей в театрализованную деятельность, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремились к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни, в общении со сверстниками.