Психологические условия развития процессов регуляции внимания у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречия между тем, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения и развития: у высоко успешных дошкольников наблюдаются более высокие показатели развития свойств внимания: повышенная степень концентрированности и сосредоточенности, переключения и распределения, увеличенный объем, стабильная работоспособность и тем, что в настоящее время, в эпоху информатизации, внимание дошкольников существенно ухудшается, о чем свидетельствуют многочисленные проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывающие беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие исследователи констатируют наличие невнимательности детей, неумения сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении познавательных задач.
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения регуляции внимания у детей старшего дошкольного возраста в современной психологической литературе ………………………………………………………………… 7
1.1 Внимание: понятие и виды. Проблема развития внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов ……………………………… 7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста………. 15
1.3Условия развития регуляции внимания у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………. 23
Выводы по первой главе…………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование развития психологических условий регуляции внимания у детей старшего дошкольного возраста... 30
2.1 Организация, этапы и методы исследования ……………………… 32
2.2 Цель, задачи и содержание формирующего этапа ………………… 51
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы ……………………. 58
Выводы по второй главе ………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………. 62
63
Список использованных источников……………………………………... 66
Приложения 3
Список использованных источников
Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
Амбросова В.И. Психологическое консультирование. Ч. 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Амбросова В.И.— Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86461.html. — ЭБС «IPRbooks»
Анистратенко Т.Г. Самоопределение личности в повседневных жизненных практиках: трансдисциплинарный подход // Общество и право. 2017. №1 (59). С. 177-18
Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Сфера, 2015. - 185 с.
Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 396 с.
Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 158 с.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т.д. все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно.