Психологические механизмы совладания личности
Введение
Актуальность исследования. Динамика современной жизни ставит перед людьми множество задач, связанных со скоростью обработки информации и формирования навыков быстрой адаптации к меняющимся условиям. Вместе с тем, растущая стрессонаполненность жизни не всегда оставляет человеку достаточно времени и ресурсов для того, чтобы выработать новые способы поведения или обучиться им [14].
В связи с этим растущий дистресс становится не только следствием объективных факторов жизни (среди которых макрофакторы – экономическая и политическая ситуация, мезофкторы – условия жизни на конкретной территории; микрофакторы – отношения в семье, особенности личности), но и следствием субъективного переживания обстоятельств жизни конкретным человеком [22].
Психологические ресурсы человека, его неосознаваемые (психологические защиты) и осознанные (копинг) способы справляться с происходящим становятся важнейшим условием эффективной психологической адаптации.
Проблематика психологических за
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к изучению психологических механизмов совладания личности
1.1 Теоретические подходы к проблеме совладающего поведения.
1.2 Понятие, функции и виды психологических защитных механизмов личности
1.3 Психологические особенности публичных выступлений
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических механизмов совладания личности при публичных выступлениях
2.1 Описание этапов и выборки исследования
2.2 Методы исследования
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Заключение
Cписок использованной литературы
Приложение
Список использованной литературы
Абабков В.А., Исурина Г.Л., Мизинова Е.Б. Учение о неврозах [Текст]: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПбУ, 2012. 175 с.
Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения [Текст]: Автореф. канд…псих. н. Москва, 2008. 26 с.
Аммон Г. Психосоматическая терапия [Текст]. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь», 2000. 238.
Бабурин И.Н., Караваева Т.А., Колотильщикова Е.А., Лысенко И.С. Исследование локуса контроля у больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами [Текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». Вып. 14. С. 47-52.
Барканова О.В. Теоретические основы и психологическая диагностика здоровья личности: учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014.
Битюцкая Е.В., Баханова Е.А., Корнеев А.А. Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией [Текст] // Национальный психологический журнал. 2015. №2(18). С. 41-55.
Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга [Текст]: методическое пособие. Москва: ИИУ МГОУ, 2015. 80 c.
Богданова М.В. Особенности психологических защит при психосоматических расстройствах (на примере часто и длительно болеющих) [Текст]: Автореф. канд…..псих.н. Тюмень, 2005.
Бодров В.А. Информационный стресс [Текст]. Москва: ПЕР СЭ, 2000. 135 с.
Быков С.В., Алашеев С.Ю. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах [Текст] // Социологический журнал. 2003. № 1. С. 121-135.
Вассерман Л.И. Совладение со стрессом: теория и психодиагностика [Текст]: учебно - методическое пособие, СПб.: Речь, 2010. 192 с.
Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф. и др. Психологическая диагностика Индекса жизненного стиля [Текст]: пособие для психологов и врачей. Санкт- Петербург, СПб НИПИ им. В.М. Бехтерева, 2005.
Великанова Л.П. Динамические соотношения неврозов и психосоматических расстройств: Часть 2 [Текст] // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. С. 9
2–3-й годы жизни . Альтернатива: самостoятельность - нерешительность. Проблема иерархии. Потребности в свободе, автономии, отделении Образуются защитные механизмы замещение и подавление.
4–5-й годы жизни. Альтернативы: предприимчивость - чувство вины и умелость - неполноценность Образуются механизмы защиты группы интеллектуализации и группы регрессии.
6–11-й годы жизни. Проблема территориальности. Потребности в самостоятельном познании мира, компетентнoсти, информированности, значимости
Среднеподростковый возраст. 12–13-й годы жизни. Альтернатива: полоролевая идентичность - диффузия идентичности и спутанности ролей. Потребнoсти в принятии и самопринятии Появление механизмов защиты группы компенсации и реактивного образования.
Попытки объяснить этапы формирования механизмов защиты нашли свое выражение и в некоторых типологиях защит. В настоящее время нет единой классификации механизмов психологической защиты, да и перечень психологических з