Портрет персонажа в повестях Н.М. Карамзина

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Портрет персонажа в повестях Н.М. Карамзина. В работе обозревается литературный портрет в повестях Карамзина.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.02.2024
Объем файла
125 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Портрет – один из самых привлекательных жанров живописи и в то же время неоднозначный. Именно портрет дает возможность рассказать об образе человека, позволяет выразить мироощущение личности в разные эпохи. Все это вместе делает портрет средоточием смыслов, которые исследователь стремится уловить посредством научного познания.
В современном искусствознании немало произведений, посвященных проблеме портрета. В научном исследовании М. Андроникова («Портрет. От наскальной живописи к звуковому кино»), А.Г. Габричевский («Искусство портрета»), В.Н. Стасевич («Искусство портрета») рассматривает портретный жанр в живописи, его типологию, историю, жанровые варианты [3].
Литература как искусство слова, изображения вымышленных миров относится и к изображению человека во всем многообразии его внутренних и внешних проявлений. Поэтому портрет представлен в литературе достаточно широко. Проблему литературного портрета поднял такой исследователь, как В. Барахов, посвятивший этой теме мо

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1 КАТЕГОРИЯ ПОРТРЕТА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 7

1.1 Понятие портрета в искусствоведении и литературоведении 7

1.2  Типология портрета в литературе 15

1.3 Портрет в литературе русского сентиментализма 17

ГЛАВА 2 ПОРТРЕТ В ПОВЕСТЯХ Н.М. КАРАМЗИНА 23

2.1 Портретная характеристика героев сентиментальной повести «Бедная Лиза» 23

2.2 Портрет и его функции в исторической повести «Наталья, боярская дочь» 31

2.3 Портрет персонажа в предромантической повести «Остров Борнгольм» 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алпатова, Т.А. Проза Карамзина: поэтика повествования/ Т.А. Алпатова - М.: МГОУ, 2012. – 559 с.
Андроникова, М.А. Портрет и портретное сходство / М.А. Андронникова // Художник. – 1974. – № 10.
Андроникова, М.А. Об искусстве портрета / М.А. Андронникова – М., 1975.
Аникушин, М. О портретном творчестве / М. Аникушкин // Художник. – 1973. – № 3.
Басин, Е.Я.  К определению жанра портрета (на материале советского живописного портрета 1960-1970-х годов) / Е.Я. Басин // Советское искусствознание. — М., 1986. — Вып. 20.
Беда, Г.В. Словарь специальных терминов в живописи / Г.В. Беда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cosmograph.ru/culture/beda/termin.php – Дата доступа: 20.03.2020.
Белецкий, А.И. Избранные труды по теории литературы.
Боева, Л. И. Сентиментальная повесть Н.М. Карамзина / Л.И. Боева // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века. – Екатеринбург, 1994. – С. 3-10
Бухаркин, П. Е. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (Эраст и проблема типологии литературного героя / П. Е. Бухаркин // XVIII век: сб. ст. / отв. ред. Н. Д. Кочеткова. – СПб.: Наука, 1999. – Сб. 21. – С. 318-326.
Ваулина, С.С., Ткаченко, А.И. Авторская модальность в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» / С.С. Ваулина, А.И. Ткаченко // Слово.ру: Балтийский акцент. – 2016. – №3. – С. 22–28.
Виппер, Б. Р. Статьи об искусстве / Б.Р. Виппер. – М., 1970, с. 342-351.
Габричевский, А.Г. Искусство портрета. – М.: Искусство, 1984.
Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. – М. :Интрада, 1999. – 415 с
Гуковский, Г. А. Карамзин / Г. А. Гуковский // История русской литературы: в 10 т. / гл. ред. П. Н. Лебедев-Полянский. – М.: АН СССР, 1947. – Т. 5. – С. 55-105.
Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. – М.: Флинта: Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. – 176 с.
Зингер, Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета / Л.С. Зингер — М., 1969.
Искусство портрета / Под ре

Струились по ее стройному стану и кудрями развевались от ее скорой походки по ее плечам; спокойное ее чело ясно изображало непорочность ее мыслей и сердца». Здесь перечисляются стереотипные детали портрета сентиментальной героеини: распущенные по плечам волосы (чаще всего русые), румянец, алые уста. Такие же детали портреты увидим и при описании в новелле Я. А. Галинковского «Часы задумчивости» (1799): «Прекрасные, темно-русые, долгие волосы, распускающиеся кудрями по плечам, румянец розы в щеках, прелестные, алые уста, как кораллы с жемчугом, небесная улыбка, грудь белая, как пух лебедя, милые, сияющие голубые глаза».
Внешним соответствием идеальному образу сентиментальной героини оказывался постоянный портретный штрих — голубые глаза. Так, у героини повести Г.П. Каменева «Инна» подчеркиваются «томные, лазуревые глаза», которые «изображали кроткую ее душу». «Голубые глаза ее были зеркалом нежного сердца», «ее лицо, милое и доброе, показывало кроткую, чувствительную