Методика коррекции нарушений координации движений для детей с нарушениями слуха на занятиях адаптивной физической культурой
Введение
Актуальность темы. По данным многочисленных исследований (Приленская Н.Г., 1998; Шуклецова Т.С., 1990; Дмитриев А.А., 1991; Лебедева Н.Г., 1993; Ростомашвили Л.Н., 1997 и другие) аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и подготовленности они отстают на 1-3 года и больше [2].
У глухих и слабослышащих детей потеря слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию , что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения- замкнутость, нежелание вступать в контакт.
Нарушение слуха оказывает неблагоприятное воздействие на их физическую форму, осанку, координацию движений, силу, ловкость и на здоровье в целом, так как навыки координации движений у детей с нарушением слуха формируются при неполноценной работе вестибулярного аппарата. Характерными проявлениями является нарушение статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений
Содержание
Введение 3
Глава 1 Обзор научной и методической литературы по теме исследования 5
Анатомо-физиологическая характеристика детей с нарушением слуха 5
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха 8
1.3Особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха 12
1.4 Координационные способности и средства их развития 17
Глава 2 Методы и организация исследования 23
2.1 Методы исследования 23
2.1.1 Анализ научной и методической литературы 23
2.1.2 Педагогическое наблюдение 23
2.1.3 Педагогическое тестирование 24
2.1.4 Педагогический эксперимент 26
2.1.5 Методы математической статистики 26
2.2 Организация исследования 27
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения 29
3.1 Методика коррекции нарушений координации движений для детей с нарушениями слуха на занятиях адаптивной физической культурой 29
3.2 Результаты констатирующего эксперимента 40
3.3 Результаты формирующего эксперимента 41
Заключение 45
Выводы 47
Список литературы 48
Приложение 52
Список литературы
1. Аверин, В.А. Психология развития человека: рождение и жизнь/ В.А. Аверин// Санкт – Петербург.- 2021
2. Агеевц, В.У. Движение, здоровье, жизнь/ В.У Агеевц //Культура физическая и здоровье. - 2016.- № 1 -. С. 13
3. Акатова, А.А. Развитие координации и мышления у обучающихся с нарушением слуха 11-12 лет/ А.А. Акатова, Т.А. Федорова// Наука.- 2020.-№ 7.-С. 122-129
4. Александрова , Н.А. Психолог-педагогическая характеристика детей с комплексными нарушениями/ Н.А. Александрова, М.С. Кузнецова, И.В. Соломатина, Л.А. Головчиц, Ю.Д. Ермишина, А.В. Кроткова, А.М. Царев// В книге: Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. Учебное пособие для студентов дефектологических и психолого-педагогических факультетов вузов.- Москва.- 2015.- С. 48-102
5. Ашмарина, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ИФК. /Б.А. Ашмарина// Просвещение.- 2015. - 4-е изд., стер. – С.88 – 95
6. Бабина, Г.В. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями /Г.В. Бабина, Л.А. Головчиц, А.В. Кроткова, Н.В. Микляева, И.В. Чумакова, М.М. Любимова, Н.С. Комова, А.А. Осетрова, А.Е. Гарагозова//Учебное пособие.- Москва.- 2019
7. Балашова, В.Ф. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением слуха/ В.Ф. Балашова, А.В. Рева// Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал.- 2018. -№ 2 -. С. 34-37
8. Бисярина, B.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма / В.П. Бисярина// Медицина, - 2019. – 24 с
9. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб, пос. для студентов ВУЗов / Т.Г. Богданова// Академия, - 2017. – 224 с
10. Воронин, Д.М. Алгоритм развития скоростно-силовых качеств у младших школьников/Д.М. Воронин, Е.Г.Воронина,Н.А. Бочарова//Современные здоровьесберегающие технологии.-2019. -№ 3.- С. 7-43
11. Гарбарук, Е.С. Минимальные нарушения слуха у детей: современное состояние проблемы/ Е.С. Гарбарук, И.В. Савенко// Физиология человека.- 2020.- Т. 46.- № 3.- С. 77-82
12. Глущенко, А.Ф. Особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования/ А.Ф. Глущенко// Пермский педагогический журнал.- 2015.- № 7.- С. 65-69
13. Горохов, А.А. Оториноларингология /А.А Горохов, Ю.К. Янов, В.В. Дворянчиков, В.Г. Миронов// Санкт-Петербург.- 2019
14. Гурулева, Т.Г. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста/ Т.Г. Гурулева// Москва.- 2017. -С. 6-34
15. Замогильнова, А.И. Теория и методика физической культуры/ А.И. Замогильнова// Шуя.-2017
16. Кантор, В.З. Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение/ В.З. Кантор, А.В. Дащук, Л.В. Фомичева, Е.Б. Быкова, М.А. Мазур//Монография для тифлопедагогов-практиков/Санкт-Петербург.-2021
17. Кисляков, П.А. Методологические принципы социально-психологического обеспечения безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья/П.А. Кисляков, Е.А. Шмелев, А.Г. Удодов//Сборник материалов Всероссийской научной школы здоровья с международным участием.- 2017.- С. 185-189
18. Коноплев, О.И. Этиологические аспекты врожденной тугоухости/О.И. Коноплев, В.Е. Кузовков, С.Б. Преображенская, А.С. Лиленко, Д.Д. Каляпин// Медицинский вестник Северного Кавказа.- 2019.- Т. 14.- № 1-1. -С.- 122-126
19. Налобина, А.Н. Основы физической реабилитации/А.Н. Налобина, Т.Н Таламова, И.Г. Курч// Учебник. Саратов.- 2018
20. Павлова, А.В. Коррекционная деятельность педагога/А.В Павлова// Учебно-методическое пособие / Москва.- 2019
21. Пашков, А.В. Объективные методы диагностики нарушения слуха у детей первых лет жизни/А.В. Пашков, Е.Е. Савельева, Т.А. Полунина, И.В. Наумова, А.С. Самкова//. Педиатрическая фармакология.- 2014.- Т. 11.- № 2. -С. 82-85
22. Порфирьев, В.Н. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у детей с нарушением слуха/В.Н. Порфирьев//В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов: в 3х томах.- 2017. -С. 80-83
23. Ревнова, М.О. Поликлиническая педиатрия/ М.О. Ревнова, И.М. Гайдук, С.В. Баирова, Л.В. Сахно, Т.М. Чернова// Санкт – Петербург.- 2021
24. Савельев, Е.С. Методы диагностики слуховой функции у детей грудного возраста/Е.С. Савельев, Е.Е. Савельева, Г.Ш. Туфатулин// Наука и инновации в медицине.- 2020.- Т. 5.- № 1.- С. 62-69
25. Уварова, А.Ю. Особенности развития координации у детей младшего школьного возраста/ А.Ю. Уварова, Ю.И. Медведев, И.А. Гриненк// Академическая публицистика.- 2021.- № 12-2. -С.- 354-355
26. Фомина, Е.В. Физиология: Избранные лекции/Е.В. Фомина, А.Д. Ноздрачева// Учебное пособие для бакалавриата. Москва.- 2017
27. Фролова, П.И.Рсихология и педагогика/А.В. Горина, М.Г. Дубынина//Омск.- 2015.
28. Хвостикова, Ж.Г. Особенности восприятия речи глухими и слабослышащими детьми/Ж.Г. Хвостикова//Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения.-2015.-№ 44.-С.- 79-82
29. Хуснутдинова, А.Ф. Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО/ А.Ф. Хуснутдинова//сборник статей III Международной научно-практической конференции.- 2020. -С.- 31-36
30. Чесно, А.В. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных организаций/ А.В. Чесно, О.П. Ватраль //Физическая культура, спорт и здоровье.-2020.-№35.-С.-137-140
31. Шабалов, Н.П. Перинатология/ Н.П. Шабалов, А.А.Шмидт, Д.И. Гайворонских, А.А. Безменко, Л.А. Иванова, Т.К. Тихонова, Л.А. Федорова// Учебник для студентов медицинских вузов для курсантов и студентов, обучающихся по программам специалитета "Лечебное дело", Педиатрия".Санкт-Петербург.- 2020
32. Шайхиев, Р.Р. Особенности занятий физической культурой детей с нарушением слуха/ Р.Р. Шайхиев, Ф.Г. Газизов// В сборнике: Актуальные вопросы и достижения науки и образования в XXI веке (социально-гуманитарные науки). Материалы международной научно-практической конференции ИСЭИ УФИЦ РАН, НИЦ ПНК. -2018.- С.- 212-215
33. Шатунов, Д.А. Коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания младших школьников с нарушением слуха/ Д.А. Шатунов//Наука и спорт:современные тенденции.-2015.-Т.6.-№ 1.-С.- 97-105
34. Щурова, Ю.Е. Особенности развития слабослышащих школьников с разной степенью тугоухости/ Ю.Е. Щурова// Проблемы современного педагогического образования. -2017.- № 54-6.- С.- 359-365
Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимущественно в движении. Упражнения с отклонением головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища воздействуют на фронтальные каналы вестибулярного аппарата. Раздражение горизонтальных полукружных каналов вызывается вращением туловищем, поворотами на 180*, 360*, как на месте прыжком, так и во время ходьба и бега. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и конец прямолинейного движения, ускорение и замедление движений. Наиболее остро реагирует вестибулярный анализатор на комбинированные движения в разных направлениях, используемые в комплексе упражнений. Для усиления воздействия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закрытыми глазами, активизирую тем самым другие компенсаторные механизмы восприятия.