Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы

Скачать дипломную работу, в которой исследуется психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.02.2024
Объем файла
163 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в современном мире, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема психолого-педагогического сопровождения подростка, имеющего отклонения в поведении.
Актуальность темы исследования. В современном мире среди несовершеннолетних сохраняется тенденция к увеличению преступлений и правонарушений, несмотря на широко применяемые меры по их предупреждению преступлений и правонарушений. В связи с этим объясняется необходимость в осуществлении психолого-педагогической поддержки и сопровождения подростков с девиантным поведением, направленных на позитивное изменение данной проблемы.
Девиантное поведение у подростков зарождается как результат нестабильности процессов происходящих в современном обществе в различных сферах жизнедеятельности (политической, экологической, социально- экономической). Значительно усиливается влияние информационной культуры, в частности социальных сетей и запрещенных сайтов (экстремистской, суицидальной направленности), что приводит к изменению ценностных ориентиров молодежи и подростков. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля и надлежащего воспитания со стороны родителей в силу их чрезмерной занятости - также приводит к негативным последствиям и формированию девиантного поведения.
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением, в процессе их обучения в общеобразовательных организациях, является одним из основополагающих аспектов решения данной проблемы в сложившихся условиях.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9

1.1. Понятие, причины, классификация девиантного поведения 9

1.2. Социализация обучающихся с девиантным поведением в общеобразовательной школе 17

1.3. Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в общеобразовательной школе 24

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 34

2.1. Анализ условий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в общеобразовательной школе 34

2.2. Проектирование программы по психлого-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением в ГБОУ ЦО «Школа № 1476» г. Москвы 41

2.3. Результат проектирования и применения программы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением в ГБОУ ЦО «Школа № 1476» 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 21.07.2014 г.)//Собрание законодательства РФ, 13.05.2019. № 19, ст. 37.

2. Конвенция о права ребенка от 1989 г.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.

5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. 

7. Правила внутреннего распорядка для обучающихся ГБОУ ЦО «Школа № 1476».

8. Устав ГБОУ ЦО города Москвы «Школа № 1476» (редакция № 3).

9. Адушкина, К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учебное пособие / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачёва; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2017.

10. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2019. - 208 c.

11. Архипова Е.В. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы риска" // Тенденции инновационного развития науки и практики : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск, 2017. – С. 63-65. 

12. Васягина Н.Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики // Вестник практической психологии образования : сетевой журн. – 2018. – № 1/2 (54/55). – С. 12-17. 

13. Воробьева К.А. Социально-психологические проблемы подростков" группы риска" и пути их разрешения в реальном и виртуальном пространстве // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 3 (56). — С. 69-78. 

14. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2018. - 1008 с.

15. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. - 261 с.

16. Гонеев А.Д., Годовникова Л.B. Работа учителя с трудными подростками /Учебное пособие для ВУЗов / А.Д. Гонеев, JI.B. Годовникова. М.: Academia. 2018.-237с.

17. Градинарова А.Е. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребёнка // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 284-286. 

18. Грибанова Д.Я. Гендерные особенности склонности к девиациям в подростковом возрасте / Д.Я. Грибанова Н.Б. Парфенова // Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Псков, 2020. – С. 54-59. 

19. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2020. - 815 с.

20. Думов С.Б. Педагогический компонент в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних / Думов С.Б., Нагайцева И.Ф., Думов А.С. // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : сб. науч. тр. – Ялта, 2018. – № 60 (4). – С. 136-139. 

21. Жихарева Л.В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности. – // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2018. – Т. 4, № 4. – С. 96-106. 

22. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. — М., 2016 — 128 с.

23. Зерчанинова Т.Е. Деструктивная активность молодежи в современной России и способы ее профилактики / Т. Е. Зерчанинова, И. В. Фролов // Alma mater. – 2022. – № 3. – С. 29-34.

24. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Санкт- Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2019. - C. 45-48.

25. Киселева Т.Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков. – // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2019. – Т. 28. – С. 35-42. 

26. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация: моногр. / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Москва: РГГУ, 2017. - 286 c.

27. Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей/ Е.А. Козырева // Журнал практического психолога. -2018. - № 4. - С. 71-75.

28. Королева М.П. Особенности самоотношения девочек и мальчиков подросткового возраста с риском девиантного отношения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – № 1 (790). – С. 121-131. 

29. Кошман Н.В. Профилактика девиантного поведения подростков и молодежи в процессе организации социального воспитания в учреждении дополнительного образования // Вестник педагогических инноваций. — 2017. — № 3 (47). — С. 32-39. 

30. Крылова, Н.Б., Александрова, Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика) / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. - М.: Сентябрь, 2021. - 208 с.

31. Кураева Д.А. Психолого-педагогическая характеристика возрастных моделей девиантного поведения детей // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2015. – Т. 37. – С. 126-130. 

32. Мандрыгина Е.А. Исследование особенностей смысложизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением. // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2020. – № 3. – С. 109-111. 

33. Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи / А.Я. Минин, О.Ю. Краев ; Под ред. проф. А.Я. Минина. - М. : Прометей, 2016.

34. Мухина B.C. Психология детства и отрочества: учебник для студентов псих.-пед. фак.-в вузов / B.C. Мухина. М.: ИПП, 2018. - 362 с.

35. Никитская Е.А. Психолого-педагогическая характеристика под-росткового возраста: социальные аспекты формирования девиантного поведения / Е.А. Никитская, М.В. Пирязева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота : Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 1 (51). – С. 172-175. 

36. Попова Н.И. Суть и причины девиантного поведения подростков. Принципы воспитания подростков с девиантным поведением / Н.И. Попова, А.В. Раевская // Современное образование : актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. XXII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. — 2018. — С. 95-99. 

37. Ремшидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: учеб. пособие / X. Ремшмидт. М.: Мир, 2020. - 378 с.

38. Ростокинский А.В. Личность подростка с девиантным (делинквентным) поведением : учеб.-метод. пособие / А.В. Ростокинский, Д.З. Зиядова, Р.С. Данелян. – Москва, 2018. – 60 с.

39. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.

40. Рудой Е.Л. Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с девиантным поведением : теоретический аспект / Е.Л. Рудой, Н.В. Цой // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. – 2019. – № 5. – С. 209-213.

41. Савицкая Н.В. Основные направления социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков // Социальные отношения. — 2019. — № 2 (29). — С. 83-90. 

42. Свинцицкая Т.А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1224-1226. 

43. Соболева М.О. Психологические характеристики современных девиантных подростков // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2018. – № 4. – С. 40-49. 

44. Современный словарь по педагогике / Сост. Е С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2019. - 928 с.

45. Шаталов Е.А., Молдаванов К.В. Молодежная преступность и основные направления противодействия ей / Шаталов Е.А., Молдаванов К.В. - М. : Проспект, 2016.

46. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков 2-е изд. / Л.Б.Шнейдер. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2019. - 336 с.

47. Шнейдер Л.П. Психология девиантного и аддиктивного поведения : практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. 

48. Юречко Ю. С. Девиантное поведение подростков, а также их взаимодействие в социальных сетях // Естественные и медицинские науки. Студенческий на-учный форум : сб. ст. по материалам VI студ. междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018. – № 6(6).

49. Ядрихинский, А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе / А.М. Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 6. - С. 224-229.

50. Яничева, Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Опыт. Подходы. Находка / Т.Г. Яничева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2018. - № 4 (27). - С. 74-77.

Содержание той или иной психолого-педагогической технологии индивидуальной работы определяется конкретной (индивидуальной) проблемой обучающихся. При этом существуют проблемы, которые наиболее свойственны для обучающихся с девиантным поведением. Одна из таких проблем в настоящее время это - употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и психоактивных веществ. Вероятно, что решение данной проблемы, которая приобретает масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательной школы. Этот специалист может обеспечить в школе: профилактику опасных для здоровья подростков зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической) и оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения подросткам, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.