Эмоционально-оценочная лексика в повести А.И. Куприна «Олеся»
Введение
Для создания повышенного эмоционального эффекта, оценки используется эмоционально-оценочная лексика. Изучение эмоционально- оценочной лексики в современной лингвистике является актуальным и вызывает постоянный интерес исследователей.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение эмоционально оценочной лексики в художественном тексте позволяет определить эстетическую функцию эмоционально-оценочных слов в семантической системе художественного текста произведений А. И. Куприна при изучении его творчества в школьном курсе литературы.
Объект настоящего исследования – эмоционально-оценочная лексика в повести А.И. Куприна «Олеся».
Непосредственным предметом стали особенности функционирования эмоционально-оценочной лексики в повести А. И. Куприна.
Цель работы – выявить эстетическую функцию эмоционально- оценочной лексики в повести А. И. Куприна «Олеся».
раскрыть содержание понятия «эмоционально-оценочная лексика»;
представить классификацию эмоционально-оц
Оглавление
Глава 1. Эмоционально-оценочная лексика как объект лингвистического исследования 6
1.1. Понятие об эмоционально-оценочной лексике 6
1.2. Типология эмоционально-оценочных слов 11
1.3. Эстетическая функция эмоционально-оценочных слов в семантической системе художественного текста 19
Глава 2. Эстетическая функция эмоционально-оценочной лексики в повести А.И. Куприна «Олеся» 26
2.1. Разновидности эмоционально-оценочных слов в повести 26
2.2. Эстетическая функция оценочной лексики в повести А.И. Куприна «Олеся» 38
Глава 3. Изучение эмоционально-оценочной лексики на уроках русского языка в средней школе
3.1. Проблема изучения эмоционально-оценочной лексики
3.2. Методическая разработка факультативного занятияЭмоционально- оценочная лексика в художественном тексте: на материале повести А. И. Куприна «Олеся»
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Аванесова Н.В. Эмоциональность и экспрессивность – категории коммуникативной лингвистики// Вестник ЮГУ. – 2010. – Вып. 2 (17). – С. 5- 9.
Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. – 280 с.
Болотнова Н.С. Современный русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. 2-е изд. – М.: Флинта, 2016. – 224 c.
Васильев Л.М. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты // Исследования по семантике: Семантические категории в русском языке. – Уфа: Башкир.гос. ун-т, 1996. – С. 55-62.
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.: Высшая школа, 1972. – 480 с.
Гак В.Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания. – Вестник Московского университета. – Серия 9: Филология. – М., 1997 – №3. – С. 88- 89.
Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 3ч. Ч.1. – Ростов-на-Дону,1997.– 416с.
Зимина Е.А. Категория оценки в свете лингвопрагматики// Актуальные проблемы романистики и германистики: сб. науч. тр. – Вып.7. – Смоленск, 2003. – С. 197-203.
Зинина Е.А. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Метафора. Эпитет. – М.: Дрофа, 2014. – 656 c.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 280 с.
Кронгауз М.А. Семантика: учебник.– М.: РГГУ, 2001. – 180 с.
КубряковаЕ.С.,ДемьянковВ.З.,ПанкрацЮ.Г.,ЛузинаЛ.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М., 1996. – 320 с.
Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1989. – С. 69-86.
Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: учеб.пособие для
филол. фак. ун-тов. – М.: Высшая школа , 1982. – 280 с.
Куприн А. И. Олеся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1180/index.html.
Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. – 380 с.
Лукьянова Н.А. Экспресс
Кроме того, они излучают оценки, отношения, сформировавшие их. Следовательно, социальная активность персонажа как раз и является предметом художника, таким материалом, который может быть обработан при условии пристального к нему отношения, позволяющего активности носить субъектный характер.
Дело в том, что отношение автора складывается из единого ценностного отношения к герою и развертывается через множество гримас,
личин, жестов, неожиданных поступков, которые совершает герой в зависимости от случайных эмоционально-волевых реакций автора [Погорелова, Яковлева 2012, 163].
Постоянная борьба автора за устойчивый и определенный образ героя художественного произведения есть степени борьба с самим собой в немалой степени. Причем помимо внешних описаний и оценок, автору необходимо формировать и систему ценностей персонажа. Это еще один уровень эстетической функции эмоционально-оценочных слов в семантической системе худо