Рецепции идеологемы «научного прогресса» в советских перформативных художественных практиках

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Рецепции идеологемы «научного прогресса» в советских перформативных художественных практиках. В работе обозреваются рецепции идеологемы «научный прогресс» в советских перформативных художественных практиках.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.01.2024
Объем файла
193 Кб
Количество страниц
96
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4000 руб.
5000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования
Для мировой культуры. Идея развития науки, как движущей силы эволюции социума, в советской идеологии занимала одно из ключевых мест и проникала во все сферы научной и общественной жизни. На современном этапе развития государства, идеологема «научный прогресс» продолжает присутствовать, в качестве механизма легитимации различных видов социальных действий. Тем не менее, не столь однозначен вопрос насколько сохранилась значимость данной идеологемы для развития современной науки и культуры. Анализ вариантов представления «научного прогресса» в прошлом, позволит выявить в какой степени в сегодняшних обстоятельствах «научный прогресс» всё так же выступает значимой идеологемой. А также, занимает ли он, «научный прогресс», лидирующие идеологические позиции в развитии общества.
Для научного знания. На сегодняшний день «научный прогресс», как идеологема, находиться в двусмысленном положении. С одной стороны, развитие науки воспринимается благоприятно, пос

Оглавление
Введение2
Глава. Идеологема «научный прогресс» - понятия, история.10
1.1.Идея «научного прогресса»10
1.2.Идеологема «научный прогресс» в российской общественной мысли в XIX веке17
1.3.Идеологема «научный прогресс» в российской общественной мысли в начале XX века «до революции 1917 года»23
1.4.Идеологема «научный прогресс» в советской общественной мысли «после революции 1917 года»25
Глава 2. «Научный прогресс» в советских перформативных художественных практиках28
2.1. Художественно-просветительские практики28
2.2. Кинематографические практики40
2.3. Театральные практики48
2.4. Архитектурные практики «Бумажная архитектура»52
Глава 3 Концепты и прецеденты59
3.1. Театральная концепция Пролеткульта59
3.2. «Танцы машин» Николая Фореггера65
3.3. «Биомеханика» Меерхольда70
3.4.Идея «обновления техники» в балете Шостаковича «Болт»78
3.5. Космическая тематика78
Заключение89
Список литературы90

Список литературы

Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства. URL: https://www.rulit.me/books/ideologiya-i-ideologicheskie-apparaty-gosudarstva-read-551073-1.html (дата обращения 14.02.2020).
Анчишкин А.И. Наука. Техника. Экономика. М., 1989.
Артемов Е.Т. Научно-техническая политика в советской модели позднеиндустриализационной модернизации. М.: РОССПЭН, 2006.
Баранец Н. Г. Б24 Идеология в науке: [моногр.] / Н.Г. Баранец, А.Б. Верёвкин. – Ульяновск : УлГУ, 2018. – 213 с.
Барков С.А. Прогресс как идеологема: субъективное содержание объективного процесса. 2016 МГУ.
Безбородов А.Б. Власть и научно-техническая политика в СССР середины 50-х – середины 90-х гг. - М., 1997.
Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. С 78 - 80.
Бердяев, Н.А. Новое средневековье: размышление о судьбе России и Европы / Н.А. Бердяев. – Берлин: Обелиск, 1924. – 124 с.
Бердяев Н. Человек и машина. "Вопросы философии», 1989, № 2, с. 163.
Боков Г.Е. Религия и наука: конфликт или диалог? (Исследование мировоззренческих и социальных противоречий в российском обществе).
Большой академический словарь русского языка 20 т. под ред. Герд А.С. – М.: Наука 2012. – 710 с.
Брик О. Агит-холл. - "Эрмитаж", 1922, № 4, с. 4.
Брик. Не в театре, а в клубе! // Леф. 1924. № 1.С. 22. 
Быстров В.Ю. Марксизм и новые идеологемы. СПбГу
Бязрова Дж.Б. Глобализация и альтернативные концепции прогресса.
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 3-е..М., 2001. – 100 с.
Василенко И.А. Прогресс. - Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия» 2018 [Электронный ресурс] https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/ (дата обращения 12.05.2022).
Вахтангов Е. Материалы и статьи. – М.: «Искусство», 1959. С. 168.
Веский Д. Вот, что дальше. - "Зрелища", 1923, № 23, с. 9.
Водичев Е.Г. Советская научная политика в период «позднего сталинизма» (вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг.): маркеры

 Используя частушку, фельетон, раек, можно было высмеивать те или иные явления действительности, которые попадали в поле зрения «живгазетчиков». В привычные эстрадные формы не укладывался основной пропагандистский материал, заключенный в газетной передовице. Простейшие инсценировки создавались под перекрестным влиянием больших театральных форм и массовых действ. Наглядно — с плакатами, с цифрами, в лицах представляли «живгазетчики» международную обстановку, внутреннее положение страны, вели агитацию в связи с очередными политическими кампаниями. Своеобразная театрализованная политинформация усваивалась легче, чем сухой текст доклада. В этих зрелищах можно усмотреть сходство с формами старинного русского театра, как народного, так и литературного, привлекавших тогда, как мы уже видели, многих художников. Заимствование из арсенала выразительных средств и форм народного театра было подсказано «живгазетчикам» непосредственным опытом, художественной практикой.