Феномен психологической не неготовности современных старших дошкольников и младших школьников и младших школьников и младших школьников к обучению в школе
Введение
Актуальность темы исследования. Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовностью к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе. Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень неготовности ребенка к школе.
Большая роль отводится мотивации учения. Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками неготовности составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребёнок учиться в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической
Оглавление
Введение3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мотивационной неготовности старшего дошкольника к школьному обучению5
1.1. Понятие психологической неготовности в психолого-педагогической литературе5
1.2 Виды и причины психологической неготовности к обучению в школе9
1.3 Психологическая характеристика детей, неготовых к обучению в школе15
Глава 2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе21
2.1 Организация исследования диагности мотивации обучения у детей старшего дошкольного возраста21
2.2.Анализ результатов исследования мотивационной готовности старших дошкольников и младших школьниковк обучению в школе23
2.3. Формирующий эксперимент, направленный на повышение мотивационной готовности старших дошкольников и младших школьниковк обучению в школе25
2.4.Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе28
Заключение30
Список литературы33
Приложения36
Список литературы
Акулина, Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина [Текст]. – СПб.: ПИТЕР, 2019. – 213 с.
Андреева, В. Старая новая проблема: школа – детский сад / В. Андреева [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2017. - № 1.
Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович[Текст]. – М.: Просвещение, 2018. – 320 с.
Букатов, В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения. / В.Букатов // Дошкольное воспитание[Текст]. - 2019. - № 7-8 – С. 3 - 7.
Вакуленко, И. К школе готов. / И. Вакуленко [Текст] // Наш малыш. – 2019. - № 5.
Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский [Текст]. – М.: ЭКСМО, 2019. – 420 с.
Готовность ребёнка к школе / под ред. А.В. Гордиец [Текст]. – Р-на-Д: Феникс, 2019. – 120 с.
Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. / В.В.Давыдов // Вопросы психологии [Текст]. – 2019 .- № 1-2. – С. 4 - 11.
Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям /под ред. В. М. Белкина/[Текст]. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 115 с.
Елфимова, Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников / Н.В. Елфимова [Текст] // Вопросы психологии. – 2019. - № 2.
Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков [Текст]. – М.: Политиздат, 2019. – 219 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин [Текст]. – СПб.: ПИТЕР, 2020. – 320 с.
Истомина, З.М. Психология / З.М. Истомина [Текст]. – М.: Логос, 2019.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова [Текст]. – М.: Академия, 2020. – 432 с.
Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребёнок: готовность к школе / Е.Е. Кравцова [Текст]. – М.: Дело, 2018. – 178 с.
Кудрявцев, В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования / В.Т. Кудрявцев [Текст]// Вопросы психологии. - 2018. - № 5.
Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т.Кудрявцев [Текст]. – М.: Знание, 2019. – 215 с.
Кудрявцев, В.Т. Раз
И, как результат, проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания.
Л. Парамонова утверждает, что успешность обучения ребенка в школе зависит от уровня владения родным языком, развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. В речевом развитии выделяют три направления - структурное, функциональное и когнитивное. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает уже структурой языка: фонетикой, лексикой, грамматическим строем, правилами использования языка в различных функциях (для общения с окружающими, для познавательной деятельности, для планирования и организации любой собственной деятельности). Осваиваются языковые структуры, функции и формы речи (диалог, монолог) во взаимосвязи с когнитивным развитием, элементарным осознанием языковой действительности. При этом осознание охватывает такие фундаментальные характеристики языка и речи, как словесный состав предложения, звуковая и смысловая сторона слова,