Психолого-педагогические условия организации проектной деятельности на уроках биологии (химии).
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование предполагает, как обязательный результат процесса обучения – формирование ключевых компетенций. Компетенции обучающихся формируются в процессе развития универсальных учебных действий (УУД). Формирование и развитие УУД является основной задачей всего образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности в свете ФГОС. Основным критерием освоения образовательной программы являются метапредметные результаты [50]. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся [1, 44, 45].
Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовнос
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ…………6
История развития проектной технологии и ее сущность………………..…6
Классификация учебных проектов………………………………………....16
Психолого-педагогические условия организации проектной деятельности в школе…………………………………………………………………….....24
Выводы по первой главе……………………………………………………30
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ………………32
2.1 Возможности школьного курса «Биология» для организации проектной деятельности......................................................................................................32
2.2 Психолого-педагогические условия организации проектной деятельности на уроках биологии…………………………………………………………...…40
2.3 Эффективность применения проектной деятельности на уроках биологии………………………………………………………………………….47
Выводы по второй главе………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе. От действия к мысли. Система знаний: пос. для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 116 с.
2. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. – С.25- 29.
3. Биология [Текст]: пособие / Н. К. Саваневский, Е. Н. Саваневская, Г. Е. Хомич. – Минск: Новое знание, 2012. – 703 с.
4. Биология [Текст]: пособие / О. Н. Борздова, Н. В. Иващенко, Ю. А. Куликова. – Минск: Издательский центр БГУ, 2012. – 147 с.
5. Биология [Текст]: учебник / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. – Москва: Академия, 2013. – 319 с.
6. Биология [Текст]: учебник и практикум / В. Н. Ярыгин и др. – Москва: Юрайт, 2014. – 452 с.
7. Биология [Текст]: учебное пособие / О.-Я. Л. Бекиш. – Витебск, 2012. – 289 с.
8. Биология для поступающих в вузы [Текст] / Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2016. – 1087 с.
9. Биология для поступающих в вузы: интенсивный курс [Текст] / Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 509 с.
10. Биология. Пособие для поступающих в вузы [Текст] / А.Г. Мустафин, Ф.К. Лагнуев, Н.Г. Быстренина и др., под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2005. – 492 с.
11. Биология. Справочник студента [Текст] / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. – М.: Физиологическое общество «СЛОВО», 2007. – 640 с.
12. Биология. Справочник школьника и студента [Текст] / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2004. – 400 с.
13. Биология: методические рекомендации [Текст] / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Т. Г. Романова. – Минск: БГМУ, 2012. – 143 с.
14. Биология: методические рекомендации [Текст] / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Т. Г. Романова. – Минск: БГМ
В результате краткие тематические проекты могут складываться в более крупные разделы дисциплины.
Основные требования к проекту [29, 47].
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами обучающиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника). Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу – руководителю проекта вместе с обучающимися – проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения ви