Коммуникативные практики как инструмент создания идентичности человека в культуре
Аннотация. Статья посвящена вопросам исследования влияния коммуникативных практик в системе культурных коммуникаций. Современное понимание культуры указывает на расширение содержания понятия и предполагает возможность альтернативных вариантов, которые основываются на сопричастности к определенному культурному знанию, типу жизни, поведения, определенной системе ценностей. Именно таким образом в культурных коммуникациях выстраивается не только человек и общество, но и сама культура, в том числе и различные коммуникативные практики. Коммуникативные практики – это суть общества, нерв социальной жизни, совместной деятельности, способ неустанного воспроизводства человека, общества и культуры. В культурном пространстве создаётся определённое единство коммуникативных практик, которые способны организовывать функциональную жизнедеятельность индивидов на основе одинаковых представлений о благе, нормах и правилах поведения. Культурные практики понимаются не как способы проведения свободного времени и отдыха, а как комплекс сложившихся общепринятых коммуникативных действий и принципов.
Содержание не найдено
Список литературы
Андреева, Г. М. Общение и межличностные отношения // Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Асток-Пресс, 1998. – С. 89-99.
Воеводин, А. П. Антропологический горизонт культуры // Таврические студии. Серия : Культурология. – Симферополь : Крымский университет культуры, искусств и туризма. – 2013. – № 4. – С. 29-34.
Воеводин, А. П. Социальный закон // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Серия : Философия. Политология. Культурология. – 2017. – № 3. – Т. 3 (69). – С. 3-17.
Волков, В. В. О концепции практик(и) в социальных науках / В. В. Волков // Социологические исследования. – 1997. – № 6. – С. 9-23.
Иконникова, Н. Человек в коммуникативных практиках / Н. Иконникова // Человек вчера и сегодня : междисциплинарные исследования. Вып. 1. – М. : ИФ РАН, 2008. – С. 101-111.
Коммуникативные практики в современном обществе : сб. ст. / под. ред. В. В. Васильковой, И. Д. Демидовой. – СПб. : Скифия-принт, 2008. – 344 с.
Лич, Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / Э. Лич. – М. : Восточная литература, 2001. – 142 с. – (Этнографическая библиотека).
Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности : учеб. пособие. – СПб. : Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 495 с.
Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации. – Москва : «Рефл-бук» ; Киев : «Ваклер», 2001 – 656 с.
Сёрл, Д. Открывая сознание заново / Д. Сёрл. – М. : Идея-Пресс, 2002. – 256 с.
Теория и практика общественного развития [Електронный ресурс] // Социологические науки. – 2010. – №3 – Режим доступа : http://teoria-practica.ru/ (Дата обращения: 01.10.2022).
Юм, Д. Сочинения : В 2 т. Т. 2. – 2-е изд., дополн. и испр. / пер. с англ. С. И. Церетели ; примеч. И. С. Нарского. – М. : Мысль, 1996. – 799 с.
Ясперс Карл // Сто великих мыслителей / И. А. Мусский. – М. : Вече, 2000. – 685 с.
Кроме того, само понятие коммуникации и культурных коммуникативных практик переосмысливается.
Изложение основного материала. В публикациях последних лет распространено понимание того, что коммуникация не может существовать самостоятельно, это не вещь, это лишь форма культурного движения, способ культурной реализации общества. Поэтому она содержит в себе возможности развития общества и культуры [3].
Культуру часто рассматривают как определенную коммуникативную систему, в которой с самого начала предполагается наличие субъектов коммуникации сознаний.