Типичные нарушения в семейном воспитании
Введение
Актуальность. Данная работа посвящена изучению особенностей семейного воспитания под углом типичных нарушений данного важного процесса. Нет необходимости подробно обосновывать актуальность выбранной тематики, так как важность детского возраста, его роль в дальнейшем процессе формирования личности признается разными психологическими направлениями и школами, начиная с психоанализа, в рамках которого впервые и была поставлена данная проблематика, закачивая современными исследованиями в области перинатальной и постперинатальной психологии.
К сожалению, несмотря на важность данного вопроса, можно говорить о том, что те или иные нарушения семейного воспитания имеют место практически в каждой семье, приводя в дальнейшем к определенным психологическим затруднениям уже во взрослом возрасте. В современной психологии имеется достаточно убедительных доказательств того, что большинство семейных проблем и нарушений имеют тенденцию «передаваться по наследству», то есть, говоря более на
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Семейное воспитание и нарушения данного процесса.........................5
1.1. Семейное воспитание как объект психологического изучения...........5
1.2. Основные нарушения семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка.............................................................................7
Выводы по Главе 1........................................................................................12
Глава 2. Диагностическое исследование особенностей и нарушений семейного воспитания...........................................................................................14
2.1. База и методы исследования.................................................................14
2.2. Анализ результатов исследования........................................................18
Выводы по Главе 2........................................................................................26
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы...................................................................30
Приложение............................................................................................................31
Список использованной литературы
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоровье, 1989.
Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. — М.: Академия, 1998.
Вагнер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии / А.Л. Вагнер, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 14-18.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком… Как? - М., 1995
Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 1982
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988
Колесникова Г.И. Социология и психология семьи / Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000
Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. / А. Н. Личко. - М.: Медицина, 1983.
Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. - Л., 1984.
Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М., Гардарики, 2001.
Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: 1995.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «академия», 2002.
Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. - М., 2000
Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. - М., 1988.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М., 1996
Приложение
Приложение 1
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варг
Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Вторая методика, которая применялась для выявления особенностей семейного воспитания, называется «Измерение родительских установок и реакций» (PARY). Автором ее является Е. Шефер.
Целью данной методики является изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Она не связана с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще.
Ход работы: родителю предлагается оценить все утверждения опросника, используя предлагаемую систему ответов:
С — полностью согласен (2 стена при подсчете результатов).
с — почти согласен (1 стен).
н — скорее не согласен (–1 стен).
Н — полностью не согласен (–2 стена).
PARY является многомерным опросником, поэт