Синтез монументальных искусств в архитектуре городов западной сибири в советский период
Введение
Диссертационное исследование посвящено изучению принципов формально-композиционного взаимодействия монументальных изобразительных искусств и архитектуры на примере городов Западной Сибири в советский период.
Актуальность исследования
В отечественном искусствознании советскому монументальному искусству суждено было сыграть исключительную по своей значимости роль, поскольку именно на него возлагались функции наглядного и доступного воспитания и просвещения народных масс, формирования для советских граждан необходимой визуальной среды, отражающей основные постулаты социалистического строя.
Смена архитектурных стилей, резкие перемены общего художественного вектора в культуре страны стали причиной того, что помимо формальных проблем в изобразительных искусствах стали обсуждать проблему их взаимодействия с архитектурой.
Казалось бы, объем опубликованной литературы по этому вопросу превышает число публикаций, посвященных другим периодам истории отечественного искусства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ……………………………………………………………………….........…4
Глава I. Синтез искусств в советской архитектуре…………………..………......13
1.1 Генезис, определение и теоретические аспекты синтеза монументальных искусств и архитектуры …………………………………………………. ………..….13
1.2 Принципы организации синтеза монументальных искусств в архитектуре СССР ………………………………………………………………………..………………….32
1.3 Историография вопроса синтеза монументальных искусств в архитектуре городов Западной Сибири (1917-1991 гг.)………………………………...……….…52
Выводы к первой главе. ………………………………………………………………69
Глава II. Архитектурно-художественные ансамбли и комплексы городов Западной Сибири в 1917 - 1955 гг……………………………………….……….….72
2.1 Эклектизм как ведущий принцип взаимодействия монументальных искусств Новосибирска, Омска, Барнаула, Кемерова, Томска, Тюмени в 1917-1932 гг…….72
2.2 Иерархический и полифонический типы синтеза в монументальном искусстве Барнаула, Кемерова, Новосибирска, Новокузнецка, Омска, Томска, Тюмени в 1932-1955 гг………………………………………………...…………………………….…...92
Выводы ко второй главе. ……………………………………………..……….……..130
Глава III. Архитектурно-художественные ансамбли и комплексы городов Западной Сибири в 1955 - 1991 гг……………………………………...……….….134
3.1 Формально-композиционные решения мемориальных комплексов 1960-х-1970-х гг………………………………….................................................................................134
3.2 Композиционное взаимодействие круглой скульптуры и архитектуры (на примере статуарных изображений и бюстов советских лидеров, исторических лиц и событий)…………………………………………………………………………….….146
3.3 Композиционное взаимодействие скульптурного рельефа, мозаичных панно и архитектуры (на примере оформления фасадов общественных зданий)………....156
Выводы к третьей главе……………………………………………….……….……...164
Заключение…………………………………………………………………………….166
Библиографический список…………………………………………………..….…171
Архивные источники……………………………………………………………….195
Список иллюстраций……
Список иллюстраций
Сквер Героев революции. Авторы монумента художник В. Сибиряков, инженер В. Кудрявцев, 1922 г. Общий вид. Источник: http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=71.
Дворец труда. Инженер С. Шестов, 1926 г. Источник: http://fotostarina.ru/novosibirsk-1930-e-gody/.
Генеральный план места постройки Дворца труда, 1925 г. Источник: Р-1993, оп.1, д.22.
Проект здания Дворца труда (главный фасад), 1925 г. Источник: Р-1993, оп.1, д.22.
Здание «Сибревкома». Арх. А.Д. Крячков, 1926 г. Источник: http://m-nsk.ru/istoriya-goroda/istoriya-razvitiya/1917-1929-gg/.
Здание «Сибирского подворья». Арх. А.Д. Крячков, 1925 г. Источник: http://kraeved.ngonb.ru/taxonomy/term/11?page=12.
Проект здания Сибирского подворья. Источник: Р-288, оп.1, д.237.
Здание «Сибкрайсоюза». Арх. А.Д. Крячков, 1926 г. Источник: http://kraeved.ngonb.ru/taxonomy/term/11?page=12.
Памятник Борцам революции. Скульптор Н. Виноградов, 1923 г. Источник: https://omchanin.livejournal.com/1009866.html
Памятник Борцам революции в контексте архитектурного окружения (вид сверху). Источники: https://pastvu.com/p/226039
Памятник Борцам революции в контексте архитектурного окружения. Источники:https://pastvu.com/p/226039https://dev.nbpublish.com/library_read_article.php?id=25438
Дворец революции. Арх. П.Ф. Федоровский, 1925 г. Источник: http://staslandia.ru/leninskiy-prospekt-2.
Памятник борцам, павшим за Советскую власть. Инж. А. Дубровский, 1927г.
Здание Духовного училища. Арх. Н. Шульдаль, 1860-е гг., реконструкция арх. П. Курковского, 1920-е гг. Источник: https://www.rutraveller.ru/place/124647.
Памятник В.И. Ленину на площади Свободы. Источник: http://barnaul.fm/2015/05/18/progulki-po-barnaulu-1930-x-chast-pervaya/.
15а.Стела «Да здравствует мировая революция!» на площади Свободы. Источник: http://barnaul.fm/2015/05/18/progulki-po-barnaulu-1930-x-chast-pervaya/.
16.Дворец труда (Кемерово). Арх. А.Д. Крячков, 1927 г. Источник: http://kuzbass85.ru/2014/12/29/
Наконец, третья фаза (1955-1980-е гг.) отличается некоторой семантической неопределенностью, вызванной целым рядом причин. После постановления 1955 года монументальное изобразительное искусство и архитектура в силу коренных стилевых изменений заставили теоретиков искусства с новой силой активно рассуждать о вопросах их формального взаимодействия. В тоже время, в 1970-е годы из-за роста городов все чаще поднимаются вопросы проблемы организации среды. В итоге, средовые задачи стали постепенно вытеснять само понятие синтез, а его содержание стало расширяться до инструмента организации жизненной среды человека, превратившегося в крайне широкое общекультурное определение.
5. Обзор литературных источников показал, что значительная часть публикаций посвященных монументальному изобразительному искусству и архитектуре городов Западной Сибири носит описательный характер, в которых авторы не ставят себе целью провести формальный анализ композиционного взаимодействия скульптурн