Психолого-педагогического сопровождение семьи при подготовке ребенка к школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Переход ребенка из дошкольной общеобразовательной организации в организацию начального общего образования всегда сопровождается большим количеством психолого-педагогических проблем как ребенка, так и родителей. Зачастую, большое внимание уделяется трудностям, которые вызваны школьной дезадаптацией или трудностями, вязанными с преемственностью дошкольных образовательных организаций и начальной школы.
Обращаясь к психолого-педагогической практике детских садов и учреждений дополнительного образования, необходимо обратить внимание на то, что, занимаясь психолого-педагогической подготовкой к обучению в школе, максимальное внимание уделяется самому дошкольнику. Семья, в этот момент, не рассматривается в качестве едино-функционирующей системы, включенной в образовательный процесс,родители чаще всего исключены из системы психолого-педагогического сопровождения, им не оказывается помощь и поддержка со стороны образовательных организаций.
На наш взгляд, психолого
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ………………………………………………………………………. 5
1.1. Сущность и содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождениесемьи». ……………………………………………………... 5
1.2. Подготовка ребенка к школе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………. 14
1.3. Специфика психолого-педагогического сопровождения семьипри подготовке ребенка к школе ………………………………..………...…....... 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСЕКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬЮ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ………………………………………. 33
2.1. Выявление трудностей семьи в период подготовки ребенка к школе... 33
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе….…………………………………….. 42
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы ………......................... 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авсеенко, Н. В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Авсеенко Наталья Викторовна. – Мурманск, 2011. – 190 с. – Текст : непосредственный.
Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Текст: электронный.
Анчина, С. А. Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях ДОО / С. А. Анчина, Н. Н. Горчакова. – Текст : непосредственный // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2020. – № 12. – С. 82-93.
Арнаутова, Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е. П. Арнаутова. – Текст : непосредственный // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. – № 4. – С. 18.
Баева, А. С. Психологическое сопровождение семьи ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы старшего дошкольного возраста с целью успешной адаптации к школе / А. С. Баева. – Текст : непосредственный // Психология образования: модернизация психолого-педагогического пространства : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 28 нояб. 2012 г. / сост., ред. С. В. Истомина. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. – Ч. 2. – С. 8-12.
Балабекян, Е. С. Психологическое сопровождение родителей на этапе предшкольной подготовки детей / Е. С. Балабекян. – Текст : электронный // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л. А. Никитиной. – Барнаул, 2017. – С. 43-51. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32433158 (дата обращения: 16.03.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
Безенкова, Т. А. Роль психолого-педагогического сопровождения семьи в подготовке ребенка к школе / Т. А. Безенкова. – Текст : электронный // Учител
Проанализировав психолого-педагогические источники современных авторов, занимающихся изучением проблематики подготовки детей к школе, нами был определен комплекс трудностей, с которыми сталкивается семья в период перехода ребенка к школьному обучению.
Первой трудностью родителей являются трудности психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников.
Т.Н. Доронова дает определение психолого-педагогическойкомпетентностиродителей как «совокупности личностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье» [19].
Психолого-педагогическая родительскаякомпетентность является достаточно «молодым» самостоятельным предметом изучения. Анализ теоретическихисточников демонстрирует, что психолого-педагогическая компетентность