Коррекция тревожности детей младшего школьного возраста методами арт-терапии
Введение
Актуальность исследования.
Одной из важнейших задач современного общества является психологическое здоровье детей, его сохранение и укрепление. В настоящее время стремительно увеличивается количество детей, испытывающих эмоциональную депривацию, что приводит к психической слабости и росту неврозов.
Тревожность является распространённым психологическим явлением. Выраженность состояния тревожности у школьника влияет на его успеваемость, а также на отношения со сверстниками и учителями, приспособление в новых условиях (В.Р. Кисловская, А.В. Лукасик, А.М. Прихожан и др.) [29].
Особенно важно изучить природу тревожности и ее влияние на познавательное и личностное развитие, общую тревожность, возникающую у младших школьников в связи с вхождением их в новую социальную среду и освоением нового для них вида деятельности – учебной[28].
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников средствами арт-терапии 7
1.1. Тревожность как психологический феномен 7
1.2. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Специфика использования средств арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников 14
Глава 2. Организация и методы исследования 20
2.1. Методологические принципы исследования 20
2.2. Характеристика выборки исследования 20
2.3. Организация, методы и методики исследования 21
2.4. Методы математико-статистической обработки результатов исследования 27
Глава 3. Эмпирическое исследование коррекции тревожности у детей младшего школьного возраст 28
3.1 Результаты изучение уровня тревожности детей младшего школьного возраста 28
3.2 Разработка программы коррекции тревожности детей младшего школьного возраста, с использованием арт-терапии 37
3.3 Анализ эффективности программы психокоррекции, направленной на снижение уровня тревожности у младших школьников 41
Заключение 47
Практические рекомендации 50
Выводы 52
Список литературы 54
Приложение 58
Список литературы
Арт-терапия / ред.-сост. А.И. Копытин. — СПБ., 2001.
Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. – 1999. - №1. С.41 – 47.
Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
Бердникова, Ю.А. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интепретация детского рисунка / Ю.А. Бердникова - М.: Наука и техника, 2007. – 320 с.
Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. - 2-е изд. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Божович, Л.И. Психологический словарь. / Л.И. Божович; Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещарякова. – 2 изд. – М., 1996. – 250 с.
Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: МПСИ, 2007. 480 с.
Выготский Л.С. Соч.: в 6 т. Т.5. – М.: Педагогика, 1983. – 366с.
Выготский, JI.C. Психология и учение о локализации высших психических функций / JI.C. Выготский // Хрестоматия по нейропсихологии /под ред. Е.Д. Хомской. М.: Ин-т общегуманитарных исследований; Московский психолого-социальный ин-т, 2004. - Стр. 91-97.
Выготский, JI.C. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005.- 507 с.
Выготский, JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. A.B. Запорожец. М. : Педагогика, 1982. - Т. 3: Проблемы развития психики/ Под ред.
A.M. Матюшкина. - 1983. - 367 с.
Выготский, Л.С. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Словарь. / Л.С Выготский;
Для обработки данных использовались методы первичной статистики и сравнительного анализа результатов (с использованием критерия U Манна-Уитни). Критерий U Манна-Уитни является непараметрическим критерием, позволяющим проверить гипотезу о том, что значения двух совокупностей данных отличаются друг от друга.
Эмпирическое значение непараметрического критерия U Манна-Уитни позволяет определить насколько два независимых распределения совпадают.
Нулевая гипотеза формулируется как: распределение признака в первой выборке соответствует распределению признака во второй выборке. Вывод о степени значимости различий в уровне выраженности переменных необходимо сделать исходя из показателя p:
• если p-уровень ≤0,05, то различия между выборками являются статистически значимыми;
• если p-уровень >0,05, то различия между выборками являются статистически не значимыми.
Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, применением взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту и предмету исследования, качественной интерпретацией результатов и репрезентативностью выборки.