Формирование основ полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества наблюдаются нарушения в системе базовых ценностных ориентаций межличностного взаимодействия, происходит стирание границ между полами, повышается негативное воздействие информационного фона на эмоциональное развитие детей и развитие их полоролевого самосознания.
В современных исследованиях акцентируется внимание на полоролевом самосознании как стабильном базовом конструкте личности, на основе которого осуществляется становление личности в целом.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проблема формирования полоролевой идентичности обозначена в содержании образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». Задачами полоролевого воспитания является улучшение отношений между девочками и мальчиками, вовлечение детей противоположного пола в совместную деятельность, а также формирование адекватной оценки детей разного пола.
Старший возраст является одним из важнейших периодов,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Значение и роль полоролевого воспитания в становлении личности дошкольника
Основные направления и содержание формирования полоролевого поведения дошкольников
Сущностно-содержательные характеристики развивающей среды ДОО как важного условия формирования полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПОЛОРОЛЕВОМ ПОВЕДЕНИИ
2.1. Оценка уровня представлений старших дошкольников об одобряемом полоролевом поведении мальчиков и девочек
2.2. Методика формирования представлений у старших дошкольников о полоролевом поведении в условиях ДОО
2.3. Выявление динамики сформированности представлений у старших дошкольников о полоролевом поведении
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные
отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. -с.70 - 77.
Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Просвещение, 2003. - 202 с.
Абдрашитова, Л.В. Половое воспитание дошкольников [Текст]/Л.В. Абдрашитова// Дошкольная педагогика. - 2009. - №3. - С.12 - 10.
Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст]/Ю.Е. Алёшина, А.С. Волович// Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С. 74 - 81.
Алексеев, Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации [Текст]/ Б.Е. Алексеев. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
Анциферова, Н.В. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста: сущность, содержание, опыт / Н.В. Анциферова // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы: сб.науч. статей./ Курган. гос. ун-т, каф. педагогики, каф. проф. обучения, технологии и дизайна. – Курган, 2018. - С. 28-32.
Белкин, А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие
половую идентификацию. /Соотношение биологического и
социального в человеке. /Под ред. В. М. Банщикова, Б. Ф. Ломова. Материалы к симпозиуму. М.,1975. С. 777-791.
Белкина, В. Н. Взаимодействие детей со сверстниками: психологический и педагогические аспекты / В. Н. Белкина. – Ярославль: ЯГПУ, 2010
Белкина, В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. – Ярославль: Канцлер, 2011. - 256 с.
Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 2010. 24 с.
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических
исследований: гуманитарно-целостный подход: учебник для
студентов и магистрантов.— // Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко,
И. А. Соловцова. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. — Ч. 1–12
с. Ч. 2–132 с.
Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольнико
Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки – матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отраженно в сознании.
У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение; они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при это все предоставленное им пространство [44, c. 174].
Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно - ролевых игр у девочек детализирована с учетом того, что в центе их