Репрезентация этничности в социальных сетях (на примере Инстаграм и Вконтакте)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В данной дипломной работе подняты вопросы о трансформации этнической культуры и идентичности в рамках современной социокультурной ситуации. Ведь процесс оформления идентичности человека, в том числе этнической, в современном мире перетерпел множество изменений. Изменилось само культурное пространство, значительную роль в котором стали играть Интернет, коммуникации, медиасфера. В современной ситуации человек может отразить свою идентичность в интернет-пространстве, поэтому формируются новые формы ее репрезентации. в современном мире этническая идентичность не отмирает, этот критерий вновь становится базовым, поэтому естественны поиски этнического самовыражения, новых возможностей и вариантов, которые представляет Интернет. Наша актуальная жизнь сейчас разворачивается в информационном пространстве. Поэтому для многих существование и самовыражение в пространстве Интернета становится столь же значимым, как и в классической форме.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что в наше время мы зависимы от социальных сетей и интернета, которые освещают нам действительность, и которые делают акцент на всех сторонах повседневности, и создают единое представление о жизни, работ, посвящённых специфики репрезентации этничности в социальных сетях, недостаточно. Существуют исследования, которые затрагивают отдельные аспекты данного вопроса, однако, трудов, которые бы давали всестороннее представление о данном феномене, существует не так много.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ЭТНИЧНОСТЬ, КАК ФОРМА ИДЕНТИЧНОСТИ 4
1.1 Этничность: признаки, виды, функции 5
1.2 Этничность и смежные с ней виды идентичностей 13
1.3 Репрезентация этничности 27
2 ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНИЧНОСТИ 33
2.1 Методы и подходы репрезентации этничности в социальных сетях 33
2.2 Социальные сети как транслятор этничности 38
2.3 Проблема ксенофобии и нетерпимости в социальных сетях 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список литературы 57
Список литературы
1. Barth,1998(1969) «Ethnic Group and Boundaries»,// Language, ethnicity and intergroup relations. L.: Acad. Press, p. 15-16
2. Воронков, Освальд, Этнические общины СПБ, ред. Санкт-Петербург. 1998.
3. В.В. Баранова. Язык и этническая идентичность, изд. Дом гос. Ун-та — высшей школы экономики. 2003.
4. Cohen,2001 (1985), An Integrative Theory of Prefrontal Cortex Function // Language, ethnicity and intergroup relations. L.: Acad. Press, p.98
5. Чешко С.В. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение. 1994. № 6.С.41.
6. Чешко С.В. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение. 1994. № 6.С.46.
7. Чешко С.В. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение. 1994. № 6.С.54.
8. Чешко С.В. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение. 1994. № 6.С.63.
9. Чешко С.В. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение. 1994. № 6.С.70.
10. Соколовский С.В. Этничность как память… // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С.20.
11. Соколовский С.В. Этничность как память… // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С.23.
12. Соколовский С.В. Этничность как память… // Этнографическое обозрение. 2001. № 3 .С.16.
13. Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности». Москва, Смысл,1998г. С.49.
14. Erikson E. H. Insight and responsibility. New York: Norton, 1964. р. 137
15. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. – М.: Наука, 2003. – С. 29.
16. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: БАХРАХ – М., 2003. – С. 597.
17. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. – Ростов-н/Д: СКНЦ ВШ, 1999.
18. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. – М.: Наука, 2005.
19. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этнично-сти: Учебник для вузов / Тишков В.А., Шабаев Ю.П. — М.: Издательство Московского университета, 2011 — 376 с. (Библиотека факультета политологии МГУ).
20. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. – М.: Наука, 2003.
21. Бестаева Э. Ш. Проблемы идентификации личности в этнокультуре: автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2009. – 34 с.
22. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Рус. яз., 1990. - 246 с.
23. Романов А. А. Политическая лингвистика: Функциональный подход. - Москва-Тверь: ИЯ РАН, ТвГУ, 2002. - 191 с.
24. Козлов В.И. Язык // Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов. - М., - №6. - 1995. - С. 157.
25. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
26. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: «Логос», 1996. - 280 с.
27. Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности: автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 1995. - 35 с.
28. Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1998 – 811 с.
29. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: АСТ, 2002. - 556 с.
30. Исхаков Р. Р. Этническая идентичность в полиэтнической среде (деятельностный подход), Институт социологии РАН, М. 2000.
31. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997.- № 4. - С. 75-86.,
Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности: автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 1995. - 35 с.
Бромлей Ю.В. Этнонациональные аспекты формирования человека // Вестник высшей школы. - 1989. - № 1. - С. 66-73.
32. Хасанов Б.Х. Родной язык в переписных листах и жизни // Казахстанская правда. - 18 марта 1998 г. - №53. - С.3
33. Хасанов Б.Х. Родной язык в переписных листах и жизни // Казахстанская правда. - 18 марта 1998 г. - №53. - С.3
34. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997.- № 4. - С. 75-86
35. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996. - 382 с.
36. Вегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. 2-е изд. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. -248 с.
37. Хасанов Б.Х. Родной язык в переписных листах и жизни // Казахстанская правда. - 18 марта 1998 г. - №53. - С.3
37. Хасанов Б.Х. Родной язык в переписных листах и жизни // Казахстанская правда. - 18 марта 1998 г. - №53. - С.3
37. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997.- № 4. - С. 75-86
37. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996. - 382 с.
37. Вегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. 2-е изд. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. -248 с.
38. Giles H., Bourhis R.Y., Taylor D.M. Towards a theory of language in ethnic group relations // Language, ethnicity and intergroup relations. L.: Acad. Press, 1977. - pp. 307-348.
Главным объектом ксенофобии всегда были незнакомцы или чужестранцы. Причины здесь просты: исторически так складывалось, что появление чужаков, как правило, не предвещало ничего хорошего. В худшем случае они претендовали на ресурсы и территорию. В лучшем случае - внедрялись в общество, принося с собой перемены. Хорошие или плохие, глобальные или незначительные — это другой вопрос, но чужаки представляли реальную угрозу сложившемуся образу жизни. Выделяется ряд причин зарождения ксенофобии: Экономическая конкуренция, экономическая и социальная зависимость угнетаемых групп от господствующих. Те, у кого в руках богатство и власть, используют предрассудки для поддержания своего господства, для оправдания экономического и социального превосходства. Авторитарно-патриархальное семейное воспитание, основанное на подавлении жизни и любви, приучающее к повиновению и подчинению. Утрата в результате такого воспитания способности любить, и усвоенная от родителей скрытая враждебность приводят к отвержению других людей. Стереотипность познания, его иррациональность и недоступность аргументам, отказ от самостоятельного критического мышления и использование готовых выводов и решений, отсутствие стремления к истине. Некритическое отношение к информации, получаемой от средств массовой информации, выражающих господствующую идеологию. Авторитарный тип личности, характеризующийся конформностью по отношению к социальным нормам, традициям и власти, враждебностью и недоверием к миру, расцениваемому как злой и опасный, склонный к жестокости, к догматическому мышлению, подавляющий свою сексуальность. Авторитарная личность боится жизни, не уверена в своем социальном положении и престиже и ищет защиты у тех, кто могущественнее и сильнее, верит в превосходство своей социальной группы и своей культуры, нетерпима к различиям. Защитные механизмы проекции и замещения. Проекция: собственные нежелательные стремления и свойства, противоречащие моральным установкам и представлению о себе, бессознательно приписываются представителям другой группы. Таким образом расовая ненависть служит социально приемлемым каналом выражения болезненной сексуальности посредством приписывания собственных стремлений неграм и садистских расправ над ними.