Разработка научно-прикладных основ и технологии получения полимерно-битумного вяжущего
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и степень разработанности темы исследования. Наиболее распространенным типом усовершенствованных дорожных покрытий в России и за рубежом являются асфальтобетонные покрытия, устраиваемые с применением нефтяных дорожных битумов.
Увеличение грузонапряженности и интенсивности движения автомобилей приводит к преждевременному разрушению дорожных покрытий, срок службы которых составляет в среднем по России около 6 лет.
В результате, несмотря на незавершенность сети автомобильных дорог с твердым покрытием в России, более 90 % материальных, трудовых и энергетических ресурсов выделяется дорожной отраслью на ремонт и реконструкцию асфальтобетонных покрытий [1].
Одним из важнейших условий повышения долговечности асфальтобетонных покрытий является улучшение свойств битумов и правильный выбор их с учетом условий эксплуатации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НЕФТЯНЫХ БИТУМОВ ДОРОЖНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
1.1 Состав битумов и влияние групповых компонентов на их свойства
1.2 Коллоидная структура битумов.
1.3 Характеристика сырья для производства битума……………………………………….
1.4 Технологические особенности производства нефтяных битумов.
1.4.1 Производство остаточных битумов
1.4.2 Производство осажденных битумов……………………………..
1.4.3 Производство окисленных битумов. .
1.4.4 Влияние технологических параметров окисления на качества битума
1.4.5 Получение битумов компаундированием…………
1.4.6 Производство модифицированных битумов………….
1.5 Различия в свойствах битума, полученных по разным технологиям……
1.6 Технические характеристики битумов дорожного назначения. Проблемы использования битума в дорожном строительстве………………………………
1.7 Обоснование выбора бутадиен-стирольного термоэластопласта для приготовления полимерно-битумного вяжущего………………………………………………………….
1.8 Структура и свойства полимерно-битумного вяжущего, приготовленного на основе полимера типа стирол-бутадиен-стирол……….
1.9 Технологии производства полимерно-битумного вяжущего на основе полимеров типа стирол-бутадиен-стирол……………….
1.9.1 Технология производства полимерно-битумного вяжущего на нефтеперерабатывающем заводе по одностадийному способу………………………
1.9.2 Технология производства полимерно-битумного вяжущего на нефтеперерабатывающем заводе по двухстадийному способу……………………
1.9.3 Технология производства полимерно-битумного вяжущего на асфальтобетонном заводе…
Глава 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………
2.1 Характеристики исходных веществ……………………….
2.2 Определение физико-химических показателей полимерно-битумных вяжущих
2.3 Исследование физико-механико-химических свойств полученных образцов ПБВ. Выбор оптимальной рецептуры ПБВ для Республики Татарстан………….
3.4 Исследование реологических свойств полимерно-битумных вяжущих…………….
Глава 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………...
3.1 Рецептура и технология приготовления полимерно-битумного вяжущего……………….
3.2 Результаты исследования физико-химических свойств полученных образцов полимерно-битумного вяжущего, имеющих различных состав……………………
3.3 Выбор оптимальной рецептуры полимерно-битумного вяжущего для Республики Татарстан……………………………
3.4 Исследование адгезионных свойств полимерно-битумного вяжущего…………..
3.5 Результаты исследования реологических свойств полимерно-битумных вяжущих…..
3.6 Энергосберегающая технология производства полимерно-битумного вяжущего на основе гудрона для предприятия АО «ТАНЕКО»…………………
3.7 Расчет экономической эффективности разработанного для Республики Татарстан полимерно-битумного вяжущего………………………….
Глава 4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Общая характеристика работы
4.2 Основные токсические, взрыво-пожароопасные, физико-химические характеристики материалов и веществ
4.3 Перечень опасных и вредных факторов
4.4 Электробезопасность
4.5 Пожарная безопасность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галдина, В. Д. Модифицированные битумы : учебное пособие / В. Д. Галдина ; Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет. ‒ Омск : СибАДИ, 2009. ‒ 228 с.
2. Баннов, П. Г. Процессы переработки нефти : учебное-методическое пособие для повышения квалификации работников нефтеперерабатывающих предприятий. Том 2 / П. Г. Баннов ; ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ. ‒ Москва, 2001. ‒ 415 с.
3. Козин, В. Г. Современные технологии производства компонентов моторных топлив : учебное пособие / В. Г. Козин, Н. Л. Солодова, Н. Ю. Башкирцева, А. И. Абдуллин ; Казанский государственный технологический университет. ‒ Казань : КГТУ, 2008. ‒ 328 с.
4. Гун, Р. Б. Нефтяные битумы : книга / Р. Б. Гун. – Москва : Химия, 1973. ‒ 432 с.
5. Битумы, их классификация, свойства и строение. Технология переработки нефти и газа. Часть 1 : TehnoInfa.ru : [cайт]. ‒ 2009 ‒ . ‒ URL: http://www.tehnoinfa.ru/pererabotkaneftiigaza/74.html (дата обращения: 20.05.2022). ‒ Текст : Электронный.
6. Бибик, Е. Е. Реология дисперсных систем : монография / Е. Е. Бибик ; Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, Ленинградский технологический университет. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1981. ‒ 170 с.
7. Руденская, И. М. Реологические свойства бигумов : книга / И.М. Руденская, А. В. Руденский ; Московский автомобильно-дорожный институт, Отделение усовершенствования руководящих и инженерно-технических работников. – Москва.: Высшая школа, 1967. ‒ 188 с.
8. Сюняев, З. И. Физико-химическая механика нефтяных дисперсных систем : учебное пособие по курсу "Физико-химическая механика нефтяных дисперсных систем" для студентов специальности "Химическая технология переработки нефти и газа" / З. И. Сюняев ; Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина, Кафедра технологии переработки нефти и газа. ‒ Москва : МИНХИГП, 1981. ‒ 91 с.
9. Печеный, Б Г. Физико-химические основы регулирована структурных и фазовых превращений в процессах произв
По ГОСТ 22245-90 вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления [16].
В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.5.