Формирование мотивации к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от которого зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 12
1.1 Проблема формирования мотивации к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 12
1.2 Особенности формирования мотивации к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 25
1.3. Содержание психолого-педагогических условий формирования мотивации к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 46
2.1. Начальная диагностика мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 46
2.2. Реализация в дошкольной образовательной организации психолого-педагогических условий для формирования мотивации к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 58
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики 73
Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анастази, А. Психологическое тестирование, Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
2. Асророва, М.У. Современные инновационные технологии в образовании / М.У. Асророва // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С.564- 566.
3. Балин, А.В. Использование инновационных методов в образовании / А.В. Балин // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С.724-725.
4. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. – М. : Владос, 2004. – 357 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
6. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Божович Л.И., Благонадежина Л.Г. – М. : Педагогика,1992. – 352 с.
7. Бойко, И.Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 1-8. – С.75-79.
8. Большакова, О.Н. Проблема формирования мотивационной готовности детей к школе / О.Н. Большакова, О.С. Жевлакова // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики материалы Всероссийской научно- практической конференции, Братск, апрель 2014 г. / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фил. Иркутского гос. ун-та в г. Братске, Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Сибирский федеральный ун-т ; [редкол.: Ю. Л. Воробьев (пред.) и др.]. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. – С. 259-264.
9. Бурнашева, Л.В. Организационно-педагогические условия формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе /Л.В. Бурнашева, М.И. Дедюкина // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. – 2014. – С. 320-323.
10. Венгер, А.Л. хорошо ли вашему ребёнку в школе // Популярная психология для родителей. - М. : Знание, 1994. — 192 с.
2) применение организационных форм сотрудничества детей дошкольного возраста и взрослых, прежде всего педагогов, обеспечивающих положительное отношение детей к занятиям, интерес к обучению;
3) приемы поддержания позитивных взаимоотношений между детьми и педагогами для укрепления личностных качеств детей, обеспечивающих формирование внутренней позиции школьника и устойчивость мотивов учения.
Область социально-коммуникативного развития открывает содержание образовательной программы для дошкольников. Там же уточняются векторы, способствующие оптимальному социальному развитию ребенка дошкольного возраста:
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;