Подготовка будущих учителей-дефектологов к совместной работе с родителями детей с ОВЗ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современном меняющемся мире образовательной организации требуется компетентный высококвалифицированный специалист, владеющий знаниями в области специальной педагогики и психологии, реализующий новые современные педагогические технологии обучения. Что в свою очередь будет решением одной из ключевых задач по обеспечению образовательного процесса педагогическим персоналом в соответствии с Концепцией модернизации российского образования среди условий его результативности и качества.
Анализируя научную отечественную литературу по проблеме исследования, мы обращаем внимание на труды исследователей в области общей и специальной педагогики, таких как Б.Г. Анaньев, В.Д. Давыдов, А.В. Мудрик, Л.Ф. Спирин и учителей-дефектологов Т.А. Власова, Х.С. Замский, Н.Н. Мaлофеев, Н.М. Назарова, Р.И. Лaлаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина - теория, концепция о личности педагога. В своих исследованиях В.И. Лубовский, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанова, и др. уделяют свое внимание актуальным вопросам подготовки педагогических кадров для системы специального образования. В. Кузьминa, В.А. Слaстенин, Н.Д. Никандров, Л.Ф. Спирин и др. в своих трудах особое внимание уделяли формированию личности будущего учителя, а также совершенствованию форм и методов обучения и воспитания.
Оглавление
1. Общая характеристика работы………………………………………….3
2. Основное содержание работы……………………………………...….13
3. Заключение…………………………………………………………..…25
4. Список работ, опубликованных автором по теме диссертации ……27
Список работ, опубликованных автором по теме диссертации:
1. Баширова Г.Ф. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми «группу риска» в условиях общеобразовательной школы // Социально – гуманитарные знания, 2006 №10, С.7-11. ISSN 0869-8120 (Реестр ВАК)
2. Баширова Г.Ф. Особенности воспитательной работы с детьми с ЗПР в условиях общеобразовательной школы // Сборник материалов НПК Актуальные проблемы в системе дошкольного, школьного и высшего образования, Уфа 2006, с. 40-41
3. К проблеме социально-психологической компетентности детей с задержкой психического развития. // Сборник материалов Международной НПК Актуальные проблемы в системе дошкольного, школьного и высшего образования, Уфа 2007, с. 19 - 23
4. Игровая терапия как помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья. // Современные проблемы специальной педагогики и психологии: Сборник научных статей ученых, практических работников и студентов по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. _¬ Уфа: Издательство БИРО, 2009. – 121с.
5. Гизитдинова А.А., Фахретдинова Г.Ф. Социальные сети как инструмент коммуникации в студенческой среде // «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе»: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 8 ноября 2019 г.) / отв. ред. А.С. Гаязов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – с.272 ISBN 978-5-7477-5005-0
6. Кузнецова И.В., Фахретдинова Г.Ф. Управление профессиональным развитием педагогических кадров средствами конкурсов профессиональных достижений // «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе»: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 8 ноября 2019 г.) / отв. ред. А.С. Гаязов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – с.272 ISBN 978-5-7477-5005-0
7. Кузнецова И.В., Фахретдинова Г.Ф. Особенности подготовки педагогов-дефектологов к взаимодействию с родителями воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями // «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе»: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 8 ноября 2019 г.) // отв. ред. А.С. Гаязов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – с.272 ISBN 978-5-7477-5005-0
8. Гаязова Г. А., Гурова Е. В., Кузнецова И. В., Кутдусова А. А., Султанова Р.М., Рыбакова Е. В., Фахретдинова Г.Ф. Интерактивный ресурс для освоения реалий окружающего мира ребёнком с ограниченными возможностями здоровья // «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки», 2020. №11/2. - С (Реестр ВАК)
9. Гаязов А.С., Фахретдинова Г.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете»: материалы ежегодной Международной национальной научно-практической конференции (г. Уфа, 27 ноября 2020 г.) // отв. ред. Р.М.Султанова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – с.400 ISBN 978-5-7477-5258-0
10. Фахретдинова Г.Ф. Поддержка специалистами семей воспитывающих особых детей // Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва) /Сост. Г.Ю.Одинокова, С.А.Пономарева. — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. — 721 с.
11. Фахретдинова Г.Ф. Актуальные вопросы специального образования в республике Башкортостан // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете (с проведением школы молодого педагога в классическом вузе): материалы ежегодной Международной национальной научно-практической конференции (г. Уфа, 26 ноября 2021 г.) / отв. ред. Р.М.Султанова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. ISBN 978-5-7477-4415-8
12. Фахретдинова Г.Ф. Формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья педагогической компетентности с использованием интернет-технологий // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете (с проведением школы молодого педагога в классическом вузе): материалы ежегодной Международной национальной научно-практической конференции (г. Уфа, 26 ноября 2021 г.) / отв. ред. Р.М.Султанова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. ISBN 978-5-7477-4415-8
13. Гурова Е.В., Кузнецова И.В., Фахретдинова Г.Ф. Педагогические основы профессиональной подготовки педагогических работников к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в реализации инклюзивного образования // Современный ученый. 29.04.2022 С. 261-264 (Реестр ВАК)
Профессиональная компетентность будущих учителей-дефектологов в совместной работе с родителями детей с OВЗ понимается, как взаимодействие будущих учителей-дефектологов с семьями обучающихся и представляет собой социально-педагогическую систему, направленную на установление продуктивных межличностных отношений, позволяющих вовлечь членов семьи в качестве равноправных участников в образовательный процесс, расширение взглядов родителей на возможности образования и взаимодействия со специалистами, другими родителями и детьми; Разработана теоретическая модель формирования у будущего учителя-дефектолога профессиональной компетентности в совместной работе с семьей детей с ОВЗ, определено и обосновано содержание всех компонентов данной модели в виде взаимодействия базовых слагаемых профессиональной подготовки будущих учителей-дефектологов;