Внедрение элементов национальных видов спорта и игр на занятиях дополнительного образования (на примере МУДО «ДТДИМ» г. Воркуты)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни среди населения приобретает особое значение. Поскольку общая политика нашего государства направлена на заботу о человеке, развитие его физического, интеллектуального, нравственного и духовного потенциала, создание благоприятных условий для активизации творческих сил.
В суровых условиях Севера, где восемь месяцев зимы наши предки, с учетом многовековой истории народа географических и климатических условий, создали самобытные, оригинальные, разнообразные национальные виды спорта, физические упражнения, игры, всесторонне развивающие физические качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), а также морально-волевые качества, воспитывают нравственные, эстетические ценности человека. Философией национального вида спорта и подвижных игр становятся пропаганда молодежи к ведению здорового образа жизни, активным занятиям физической культурой и спортом [5].
Актуальность ис
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 6
1.1. Характеристика физических качеств 6
1.2. Роль и значение национальных видов спорта и игр для физического совершенствования учащихся 14
1.3. Народная игра как основное средство физического воспитания 15
1.4. Национальные виды спорта Республики Коми 19
1.5. Национальные игры коми-зырян 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы исследования 28
2.3. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп
2.4. Методические рекомендации по применению национальных игр и упражнений на занятиях дополнительного образования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абсолямов Г.Ш. Национальные виды спорта РСФСР / Г. Ш. Абсолямов. – М.: Феникс, 2011. – 89 с.
Агоол, Е.М. Народные тувинские игры в программе школьной физической культуры / Е.М. Агоол, Л.С. Дормидонтова // Физкультурное образование Сибири. – Омск, 1998. – С. 18–29.
Аслаханов С.-А.М. Педагогические требования к использованию народных средств физического воспитания на уроках физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. - №5-6. - С.36-37.
Арзуманов С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 класс. – М.: Феникс, 2010. – 304 с.
Бельды В.Ч. Северное многоборье как средство воспитания учащихся / В.Ч. Бельды. – Хабаровск, 2012. – 58 с.
Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребѐнка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М_М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер-М. : Академия, 2012. - 416 с
Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: пособие для учителей физического воспитания. – СПБ.: Просвещение, 2004. – 95с.
Бочаров М. И. Спортивная метрология [Текст] : учеб. пособие / М. И. Бочаров. – Ухта : УГТУ, 2012. 156 с.
Бутин И. М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 208 с.
Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. Улан-Удэ, БГУ, 1998. -132 с.
Голов В.А., Собянин А.А., Уляшева Е.А. Национальные виды спорта и игры: учебно-методическое пособие. – Сыктывкар: СГУ имени Питирима Сорокина, 2020. – 75 с.
Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор / А. В. Головнёв. – Екатеринбург: УрО РАН, 2004. С. 335–342.
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у учащихся. – Мн.: Нар. асвета, 1978. – 88 с.: ил.
Жилкин В. С. Легкая атлетика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилк
По мере сокращения времени на материальное производство расширяются возможностидляразвитияспособностей, дарований, талантоввобласти производства, науки, техники, литературы и искусства. Свободное время людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству. Физкультура и спорт прочно войдут в повседневную жизнь людей.
Следует отметить, что как национальные игры, так и другие виды народных физических упражнений не только всесторонне развивают физическое тело (организм) человека, но и влияют на формирование его как личности. Ведь игровая деятельность, как и спорт, характеризуется не только физическими показателями и физиологическими изменениями в организме, но и психическими процессами, имеет свою эмоциональную модель поведения [10].