Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. Дошкольник попадает в мир новых знаний, правил, сложных и разных отношений со взрослыми и сверстниками.
Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности.
Все чаще педагоги-практики (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович, К.А. Климова и др.) указывают на трудности, переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью - ученика. А для детей с задержкой психического развития эти трудности тяжелее вдвойне [4].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………...9
1.1 Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей как психолого-педагогическая проблема……………………….9
1.2 Особенности личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..17
1.3 Педагогические условия формирования личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………...27
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………….33
2.1 Выявление уровня сформированности личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………...33
2.2 Содержание программы формирования личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...40
2.3 Динамика уровня сформированности личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54
Приложение………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барлачук Л.Ф. «Словарь справочник по диагностике» / Л.Ф. Барлачук, С.М. Морозова. – Киев: 2013.
2. Баряева Л.Б. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия /состав.. - СПб., / Л.Б. Баряева, А.П Зарин, Е.Л. Ложко. – Москва: Просвещение, 2011.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]; под ред. Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: 2008. — 398 с.
4. Божович Л. И. Формирование интереса к учебной деятельности. / Л. И.Божович, Н. Г. Морозова, Л. С Славина. – Москва: Просвещение, 2003.
5. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР// Библиотека журнала «Логопед» - Н.Ю.Борякова, М.А Касицына. – Москва:ВАКО, 2014.
6. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержанным психическим развитием» / Н.Ю.Борякова. - М. Гном-Прес,1999.
7. Венгер Л.А. Старший дошкольник//Дошкольное воспитание №1 / Л.А. Венгер. – Москва: Просвещение, 1999.
8. Власова Г.А. «Задержанное психическое развитие и пути его преодоления» / Г.А. Власова. – Москва:»Академия», 2000.
9. Власова Т. А. Дети с ЗПР/ Т.А. Власова. – Москва: Просвещение, 1998.
10. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития: Обзорная информация. – М., / Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И Лубовский., Н.А. Никашена. – Москва: «Академия», 1999.
11. Власов Т.А. Дети с задержанным психическим развитием \ Т.А. Власов, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпин. – Москва: ВАКО, 2001.
12. Власова, Т. А. Дети с временными задержками развития. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : «Педагогика», 1999.
Первый вариант. Педагог предлагает каждому ребёнку выбрать лепесток такого цвета, который соответствует его настроению и отношению к школе, к учебной деятельности, к школьному другу. При этом вывешивается заранее приготовленная таблица «Цветопись настроения», и детям объясняется:
красный, оранжевый цвет- соответствует радостному настроению;
жёлтый цвет - выражает светлое, приятное настроение;
зелёный цвет - спокойное состояние;
синий цвет - грустное настроение;
фиолетовый, чёрный цвет- тревога, беспокойство.
Второй вариант. На лепестках эмоциональное настроение выражается с помощью выразительной мимики лица (весёлое, улыбающееся, спокойное, грустное, тревожное лицо малыша).
Сюжетно-ролевая игра «В школу», «Первоклассник» с участием всех детей группы проводилась несколько раз и с услужением. Дети брали на себя разные роли, проживая их в воображаемой ситуации. Мы считаем, что сюжетно-ролевые игры, способствую формированию мотивационной готовности к обучению в школе.