Обучение технике спортивного педалирования на этапе начальной подготовки велосипедистов
Введение
Актуальность. Снижение возраста детей при наборе в группы начальной подготовки в велоспорте поставило перед специалистами вопросы, связанные с направленностью тренировочного процесса, сочетанием средств и методов, соответствующих возрастным особенностям начинающих спортсменов [10, 25].
Авторы отмечают, что основным движителем велосипедиста является педалирование. Исследования, углубляющие знания по технике педалирования, продолжаются и в настоящее время. Описаны различные способы педалирования, рекомендуемые для решения тактических задач. Определение и уточнение сравнительной экономичности различных способов педалирования и их сочетаний для решения задач различного рода является актуальной проблемой современного велоспорта.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА………………………….……………….… 5
1.1 Понятие о технике велосипедного спорта…………………….…..…… 5
1.2 Способы педалирования в технике велосипедного спорта…………… 8
1.3 Теоретико-методические основы обучения технике юных велосипедистов…………………………………………………….…….. 12
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………. 17
2.1 Методы исследования……………………………………………..…….. 17
2.2 Организация исследования…………………………………….……….. 20
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………… 22
3.1 Применение различных способов педалирования в спортивной деятельности квалифицированных велосипедистов…………………... 22
3.2 Организационно-методический подход в обучении техники педалирования…………………………………………………………… 25
3.2.1 Ознакомление с двигательной задачей, освоение и совершенствование кругового педалирования…………………. 28
3.2.2 Ознакомление с двигательной задачей, освоение и совершенствование инерционного педалирования…………….. 30
3.3 Экспериментальное обоснование эффективности применения основных опорных точек в обучении юных велосипедистов технике педалирования……………….……………………….…………….…… 32
Выводы………………………………………………………………………..….… 35
Практические рекомендации………………………….………………………… 37
Литература………………………………………………………………….……. 38
Приложения………………………………………………………………...…… 42
Литература
1. Архипов, Е. М. Велосипедный спорт / Е. М. Архипов, А. В. Седов. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 149 с.
2. Бальсевич, В. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Ю. Г. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №6. – С. 15-25.
3. Белова, С.Н. Дифференцированный подход к отбору и комплектованию групп начальной подготовки юных велосипедистов / С. Н. Белова, А. Г. Карпенко, Р. В. Сыроваткин // Физическая культура, спорт наука и практика. 2008. № 4. С. 19-22.
4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
5. Боген, Н. Н. Обучение двигательным действиям / Н. Н. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
6. Велосипедный спорт: Гонки на шоссе: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ; разраб. А.А. Захаров. М.: Советский спорт, 2008. 158 с.
7. Грохольская, О. Г. Проблемы теории обучения / О. Г. Грохольская // Научные исследования в образовании. – 2010. – № 7. – С. 3-18.
8. Дышаков, А.С. Контроль технической подготовленности велосипедистов групп начальной подготовки, специализирующихся в BMX-racing / А. С. Дышаков, А. А. Захаров // Сб. тр. молодых учен. и студентов РГУФКСиТ: материалы науч. конф. М., 2009. С. 19-25.
9. Джафаров, М. А. Содержание специальной технической подготовки юных велосипедистов в годичном цикле тренировки / М. А. Джафаров, О. Ю. Рыбак // Построение тренировки по годам обучения в спортивных школах: тез. докл. Одиннадцатой Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1987. С. 91.
10. Ердаков, С. В. Тренировка велосипедистов-шоссейников / С. В. Ердаков, В. А. Капитонов, В. В. Михайлов. М.: Физкультура и спорт, 1990. 175 с.
11. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: учебное пособие / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. 3-е изд. М.: Академия, 2007. 266 с.
12. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. 192 с.
13. Захаров, А. А. Техническая подготовка велосипедиста: учебное пособие для вузов физ. культуры / А. А. Захаров. М.: Физкультура и спорт, 2001. 24 с.
По мере автоматизации движений возрастает возможность увеличения числа повторов движений, но в любом случае необходимо строго контролировать технику движений. При первых признаках нарушения структуры движений упражнение надо прекратить. Упражнение целесообразно выполнять в целостном виде с уточнением деталей техники. Вначале уточнение происходит при многократном повторении основного варианта техники движений с сохранением постоянных условий выполнения. Затем вводятся варианты техники действий, но в такой мере, чтобы это не влекло существенных искажений в структуре движения. В некоторых случаях бывает методически эффективно выполнение вариативных заданий, что способствует уточнению мышечных дифференцировок движения.