Тренды развития системы общего образования в муниципальных районах Российской Федерации
ВЕДЕНИЕ
Государственная политика в области образования – это комплекс законодательных актов и практических мероприятий, которые являются выражением курса правительства в сфере образования и определяют его главные приоритеты, принципы и основополагающие ценности, отражают общенациональные интересы, учитывая основные тенденции мирового развития. Целями национального проекта РФ «Образование» является обеспечение конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиций РФ.
Наличие такой политики – это гарантия не только того, что российское образование выйдет из проблемных зон, но и станет силой, консолидирующей общество, сделает российскую модель образования конкурентоспособной в условиях глобальных вызовов и стремительных перемен современного мира.
Целью данной бакалаврской работы было исследование трендов развития системы общего образования в муниципальных районах Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Анализ государственной политики в сфере общего образования Российской Федерации 5
1.1 Анализ системы общего образования и нормативно-правовых гарантий в России 5
1.2 Анализ реализации приоритетных направлений национального проекта «Образование» 10
1.3 Кадровое обеспечение педагогами системы общего образования России 18
2 Анализ и оценка эффективности управления развитием общего образования в Красноярском крае 25
2.1 Анализ развития общего образования в Красноярском крае 25
2.2 Анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти Красноярского края и муниципальных образований в сфере общего образования 31
2.3 Анализ проблем и программных направлений развития общего образования в муниципальных районах Красноярского края 35
3. Направления совершенствования системы общего образования в сельской местности 42
3.1 Привлечение молодых педагогов в систему общего образования 42
3.2 Использование потенциала цифровых и информационных технологий для повышения качества общего образования в муниципальных районах…………48
3.3 Повышение уровня профессиональной подготовки учителей…………….61
Заключение 74
Список используемых источников 78
Приложение А Аттестация педагогических работников 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21.07.2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 N273-ФЗ / www.garant.ru
3. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Минтруд России. Официальный сайт. URL: https://rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/436.
4. Асмолов А. Г. Школа самоизоляции: как найти плюсы в карантине? [Электронный ресурс]. URL: http://www.sobaka.ru/health/health/
5. Блинова Е.А., Есипова О.В. Математический анализ достижения стратегических целей региона с помощью системы сбалансированных показателей // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 6. – С. 62-66 URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42167
6. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. – М.: КноРус, 2016. – 219 c.
7. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019
8. Гаджиева А.Г. Исполнение регионального бюджета, проблемы и перспективы развития в современных условиях // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 7. – С. 20-24 URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42799.
9. Гайнутдинова Е.А., Осипов А.К., Кондратьев Д.В. Проблемы воспроизводства человеческих ресурсов сельской местности региона // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 8. – С. 12-16 URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42819.
10. Зотов В. Б. Проблемы мотивации подготовки и переподготовки кадров для системы государственного и муниципального управления// Информационно-аналитический журнал «Муниципальная академия».– № 3, 2017, с.96–101.
11. Ключевые результаты национального проекта «Образование» в разрезе основных направлений его реализации к концу 2024 года URL: https://edu.gov.ru/national-project/plan/.
12. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно - предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.
13. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.
14. Ломоносова Н. В. Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2017. № 2 (3). URL: http://journal.homocyberus.ru/sistema_smeshannogo_obuchenija_v_uslovijah_kibersocializacii_ studentov
15. Маковская С.И. «Конкурентные преимущества краевого образования: актуальное состояние и перспективы». Доклад на августовском педагогическом совете, 23.08.2018 URL: https://krao.ru/dokumentyi/osnovnyie/dokladyi-i-vyistupleniya/
16. Маковская С.И. «Управление изменениями: новая образовательная среда и результаты». Доклад на Педагогическом совете Красноярского края. 2017 год/ URL: https://krao.ru/dokumentyi/osnovnyie/dokladyi-i-vyistupleniya/
17. Образование в цифрах: 2020 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/404878648.pdf
18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642: в ред. от 04.10.2018// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 1. (Часть II) - Ст. 375.
19. Официальный доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования (ежегодный, за 2019 год) URL: http://static.government.ru/media/files/
20. Пискунов А.И., Баландин Е.Д. Электронное общество как фактор социально-экономической безопасности региона // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 4. – С. 70-74 URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42726
21. Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030. Раздел Образование, режим доступа : URL: www.krskstate.ru/2030/plan.
22. Путеводитель по отчету об исполнении краевого бюджета за 2020 год, разработанного на основании закона Красноярского края от 08.07.2021 № 11-5243 «Об исполнении краевого бюджета за 2020 год» https://clck.ru/Y8QLx
23. Результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Красноярского края по итогам 2020 года URL: http://www.krskstate.ru/msu/effekt/0/id/52232
24. Регионы России. Социально-экономические показатели2020. Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/LkooETqG/Region_Pokaz_2020.pdf
25. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) // Бюллетень о сфере образования. – 2017. – № 11. – С. 5-26.
26. Сайт Министерства просвещения РФ URL:https://edu.gov.ru/national-project/results/
27. Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Красноярского края по итогам 2020 года URL: http://www.krskstate.ru/msu/effekt/0/id/52231
28. Статистический сборник Управлением федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красстат) URL: http://www.krasstat.gks.ru/;
29. Статистический сборник Индикаторы образования: 2020 / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2020. – 496 с. – 250 экз. – ISBN 978-5-7598-2156-4 (в обл.) URL:.https://issek.hse.ru/news/352550605.html
30. Мониторинг эффективности реализации мероприятий Комплекса мер по обеспечению реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в системе образования Красноярского края на 2016 – 2020 годы за 2019 год [Электронный ресурс] https://krao.ru/dokumentyi/normativnyie-dokumentyi/obschee-obrazovanie/
31. Итоговый отчет министерства образования Красноярского края «О результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2020 год» https://krao.ru/dokumentyi/osnovnyie/itogovyie-otchyotyi/
32. Красноярский краевой статистический ежегодник, 2020 https://krasstat.gks.ru/folder/30015
33. Вакансии учителей https://krao.ru/ministerstvo/o-ministerstve/vakansii/vakansii-uchitelej/
34. Социально-демографический прогноз численности и состава учителей красноярского края https://research-journal.org/economical/socialno-demograficheskij-prognoz-chislennosti-i-sostava-uchitelej-krasnoyarskogo-kraya/
35. Портрет российской сельской школы https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354265717/release_35_2020.pdf
36. Кадры школьного образования: возможности и дефициты https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354427472/release_18_2020.pdf
37. Итоги аттестации педагогических работников в разрезе муниципальных образований красноярского края: https://coko24.ru
38. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях https://bus.gov.ru/top-organizations-second
39. Методические рекомендации по созданию Точек роста https://drive.google.com/file/d/13cxyqkLDOQjYr6YPkespcwTYFbJUfZm6/view
В целом по России в капитальном ремонте нуждаются 11,7 % сельских и 9,7 % городских школ, в аварийном состоянии находятся 0,9 % сельских школ, городских менее, 0,4 % [31]. Сельские школы обеспечивают образованием значительную часть населения нашей страны: на начало 2019 г. 28 % детей в возрасте от 7 до 17 лет обучаются в сельской местности. В 2019/2020 учебном году в сельской местности России лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования имели 27474 организации, среди которых около 23 тыс. общеобразовательных школ и более 4 тыс. образовательных организаций иного типа (в том числе, филиалы). Сельские школы составляют более половины школ страны. При этом в них обучается только около четверти всех школьников[31]. Средняя численность обучающихся в сельской школе в 4 с лишним раза меньше, чем в городской, – 166 и 700 человек соответственно. Во-вторых, сельские школы не получают необходимого организационного и консультационного сопровождения на этапе внедрения дистанционных технологий. Для этого в школах, аналогично институтам, должны организовывать информационно-технические отделы, которые будут отвечать за подбор и отладку программ, подбор серверов и источников бесперебойного питания, обучать учителей работать в программах для обучения и т.д. Школы оказываются один на один с проблемой применения технологий, о принципах и возможностях которых ничего не знают. Введение консультационного сопровождения должно быть оговорено договором подряда т.е. в процессе подключения к информационным технологиям компания на этапе подключения и до конца работы обязана проводить как технические, так и консультационные работы. В данные работы должно быть также включено обучение персонала учебного заведения. С таким подходом будет сохранена экономическая составляющая образовательного учреждения, а преподаватели, на которых будет возложена обязанность для дальнейшего сопровождения ИТ технологий смогут получать дополнительную надбавку к заработной плате.