Формирование мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-развивающей работы логопеда

Скачать дипломную работу, в которой исследуется формирование мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-развивающей работы логопеда
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.11.2023
Объем файла
265 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процесс развития детского мышления в течение многих лет является предметом научного изучения и исследования психологов и педагогов. Модернизация современного российского образования во главу угла ставит развитие личности ребенка, его высших психических функций, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. В связи с этим необходимо внедрение современных образовательных технологий, обновление содержания работы в группах воспитанников с особыми образовательными потребностями, в данном случае с общим недоразвитием речи. 
Т.Б. Филичевадает следующее определение общему недоразвитию речи - «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной стороне речи». Проведённые исследования установили отсутствие у детей нарушений слуха и интеллекта. 
Общее недоразвитие речи у детей дошкольников и детей начальной школы исследовалось Г.И. Жаренковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.А. Никашиной, Т.Б. Филичевой и др. 
Исследователи И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, Н.С. Жукова, Е.М.,Мастюкова, Т.А.,Фотекова и др. всегда рассматривали нарушения речи во взаимозависимости с развитием высших психических функций. Таким образом, они установили взаимосвязь умственного развития ребенка с развитием его высших психических функций. Уровень развития мышления у детей с общим недоразвитием речи изучался учёными с большим вниманием. 
Так С.Л. Рубинштейн охарактеризовал мышление, как «опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений – и обобщенное познание объективной реальности. Мышление – это, по существу своему, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач». В историческом  аспекте видно, что учёные рассматривали процесс развития мышления иногда даже с противоположных теоретических основ. Но все они схожи в одном - мышление у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи развито недостаточно.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………...7
Общая характеристика мышления детей в дошкольном возрасте……………………7Представления об общем недоразвитии речи…………………………………………12
Особенности развития познавательных функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………….14
Педагогические условия развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………….………….16
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………………23
2.1 Выявление уровня развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………..............................................................23
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………………..25
2.3 Программа коррекционной работы по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………..30
2.4 Анализ результатов исследования после реализации коррекционно-развивающей программы…………………………………………………………………….……………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………………......47
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...….50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арсеньева М. В., Баряева Л. Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. –2019. –№4 (56).
Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / — Москва, 1995.
Венгер, Л.А. Соотношение слова и образа в решении дошкольниками мыслительных задач [Текст] : сб. ст. / под ред. Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – С. 3–13. 6.
Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М. Мозаика-Синтез, 2014. - 112 с.
Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Л. С. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
. Востокова, Н.Н. Общение как средство развития речи у дошкольников с ОНР / Н.Н. Востокова // Логопед в детском саду. – 2018. – № 2 (63). – С. 20–27.
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский ; ред. В. Колвановский. – Москва ; Ленинград : Государственное социально-экономическое издательство, 1934. – 362 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228446 (дата обращения: 21.03.2022)
Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта / С.Ф. Галкина // Логопед. –2019. –№ 5.– С. 19–27
Гаркуша, Ю. Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения: Метод.пособие / Ю. Ф. Гаркуша. – М., 2018.
Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 128 с.
Глухов, В.П. Основы психолингвистики / В.П. Глухов. – М. : АСТ : Астрель, 2018. – 351 с.
Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методич. пособие. 3-е изд. – М.: АИРИС ПРЕСС, 2018. – 91 с.
Зотова И.В. Особенности развития

Педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать варианты решения задач. Иначе субъектная позиция ребёнка смещается в объектную сторону. Необходимость в формировании субъектной учительской позиции.
Выделяют три вида проектов: творческие, исследовательские и нормативные (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса). Творческий проект часто осуществляется коллективно или совместно с родителями. Долгосрочность – одно из существенных отличий творческого проекта. Только этап обсуждения может длиться 2-3 недели. В замысле ребёнка нет окончательного ответа, по выполнению данного проекта, в связи, с чем реализовать его сложно[4].