Семантическая многовекторность в концептуальном пространстве современного текста (на языковом материале прозы Алексея Иванова)

Скачать дипломную работу, в которой исследуется семантическая многовекторность в концептуальном пространстве современного текста (на языковом материале прозы Алексея Иванова)
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.11.2023
Объем файла
262 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена научным интересом к когнитивному подходу в исследовании современного текста. Языковая форма является отражением структур сознания, мышления. В рамках этой проблемы  исследуется художественный дискурс, который характеризуется смысловой многовекторностью. Текст становится многослойным благодаря специфическому наложению имплицитных смыслов друг на друга. Динамика семантического процесса определяется дискурсивной спецификой, которая предполагает понимание идеологической составляющей текста, его смысловую интерпретацию.  
В современной науке актуальны исследования в области концептологии. Человеческое знание подвергается процессу концептуализации и категоризации, в результате чего складывается система смыслов, которые как фундаментальные единицы, кванты знания, как сгустки смыслов определяют содержание концептов. 
В этом процессе значительна роль метафорических моделей, они  возникают и развиваются в поиске новых смыслов для выражения глобальной организации современного мира. Метафорические модели (метафоры) воплощают концептуальное содержание. Семантический и концептуальный анализ позволяют рассматривать языковые единицы разных уровней как способы объективации концептов. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕКСТА 6

1.1. Концептуальное пространство текста 6

1.1.2. Концепт как ментальная единица 9

1.1.2. Структурная организация концепта 13

1.2. Смыслообразующие компоненты художественного дискурса 14

1.2.1. Интертекстуальность – смыслообразующий фактор в   художественном тексте 18

1.2.2. Прецедентный феномен как маркер прецедентности 20

1.3. Семиотическая природа художественного текста 23

1.3.1. Образ, знак, символ 23

1.3.2. Метафора как смысловая доминанта текста 29

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32

ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВЫХ ДОМИНАНТ В КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОВЕСТИ 34

2.1. Принцип описания единиц исследования 34

2.2. Семантическая характеристика единиц исследования 36

2.2.1. Метафорическая модель «общага-антидом» 36

2.1.2. Метафорическая модель «общага-антихрам» 41

2.1.3. Реализация библейских смыслов в художественном дискурсе повести 48

2.1.4. Роль колоративов в художественном дискурсе повести 51

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

БИБЛИОГРАФИЯ 60

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абыякая О. В.  Мифологическая лексика русского языка в лингвокультурологическом аспекте и принципы ее лексикографического описания: дис. канд. филол. наук. СПб., 2003. 240 с.

2. Аверинцев С. С. Символ //  Краткая литературоведческая энциклопедия. Т. 7. М., 1972. 827 с.

3. Арутюнова Н. Д. Введение // Логический анализ языка: Ментальные действия: сб. статей. М.: Наука, 1993. 176 с. 

4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1998. С. 72-84.

5. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000. С. 89-94.

6. Баранов А. Н. Дескрипторная теория метафоры. М.: Яз. славянской культуры (ЯСК), 2014. 630 с. 

7. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика : (Курс лекций по англ. филологии) : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Зарубеж. филология» / Н.Н. Болдырев : М-во образования Рос. Федерации. Ин-т языкознания Рос. акад. наук, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. 3. изд., стер. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002. 122. [1] с. 

8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин. – М.: Художественная литература, 1975. 502 с.

9. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. 412 с.

10. Виноградов, С. Н. К онтологии и описанию смысла текста / С. Н. Виноградов // Вопросы психолингвистики. 2014. № 2 (20). С. 153–160.

11. Галиева Э. Ю. Прецедентные тексты в публицистике // Современная филология: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.).  Уфа : Лето, 2011. С. 239-241.

12. Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке // Вопросы филологии. 2001. № 1. С. 35–47.

13. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сборник научных трудов. Воронеж, 2001. С. 76–77. 

14. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 477 с.

15. Киприянова А. А. Функциональные особенности зооморфизмов (на материале фразеологии и паремиологии русского, английского и новогреческого языков): дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 1999. 216 с.

16. Литвиненко Ю. Ю. Концепт возраст в семантическом пространстве образа человека в русской языковой картине мира: дис. … канд. филол. наук. Омск, 2006. 256 с. 

17. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. 564 с.

18. Колесов В. В. Философия русского слова.  СПб., 2002. С. 50-51.

19. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. 375 с. 284 с.

20. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1963. 165 с. 

21. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов; Отв. ред. Д. Н. Шмелев; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. - М. : Наука, 1987. - 261,[2] с.

22. Киприянова А. А. Функциональные особенности зооморфизмов (на материале фразеологии и паремиологии русского, английского и новогреческого языков): дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 1999. 216 с.

23. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. С. 6 – 17.

24. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль яз. в познании мира. М. : Яз. славян. культуры, 2004.555 с. 

25. Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон; пер. с англ. А. Н. Баранова и А. В. Морозовой ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. Москва : УРСС, 2004 (ООО РОХОС). 252, [2] с.

26. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. 178 с.

27. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. СПб., 2000. 496 с.

28. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. 270 с.  

29. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.

30. Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. № 4. 2000. С. 39-45.

31. Мишланова С. Л., Пермякова Т. Н. Современная концептосфера: направления и перспективы // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2004. С. 351-364.

32. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 416 с.

33. Неверов А. Не быт, но бытие // Труд: газета.  Молодая гвардия, 2006. С. 34-35.

34. Непомнящий, В. С. Поэзия и судьба / В. С. Непомнящий. М. : Сов. писатель, 1987. 390 с.

35. Новиков А. И. Доминантность и транспозиция в процессе осмысления текста // Проблемы прикладной лингвистики. М.: Институт языкознания РАН, 2002. С. 155–180. 

36. Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. 215 с.

37. Новиков Л. А. Эстетические аспекты языка // Избранные труды. Т. II: Miscellanea. М.: Изд-во РУДН. Серия «Труды ученых филологического факультета», 2001. С. 554-570. 

38. Потебня А. А. Мысль и язык. М.: Академия, 1997. С. 24-26. 

39. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. Москва : Искусство, 1976. 614 с.

40. Сенцов А. Э. Концепт будущего в программах политических партий (на материале программ партий «Единая Россия» и «Патриоты России») // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. № 3 (11). 2010. С. 55–60. 

41. Слышкин Г. Г. Речевой жанр: перспективы концептологического анализа // Жанры речи. 2005. №4.  С. 34–50.

42. Соссюр де Ф.. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999. С. 432. 

43. Степанов Ю. С. В трёхмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., Наука, 1985.  336 с.

44. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., Акад. Проект, 2001. 990 с.

45. Стернин И. А, Быкова Г. В. Концепты и лакуны // Языковое сознание: формирование и функционирование. М.: Институт языкознания РАН, 2000. С. 55-67;

46. Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. Воронеж: Истоки, 2004. 216 с.

47. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира. Москва: Наука, 1988. 125 с.

48. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., Школа Яз. Русс. Культуры, 1996. 288 с. 

49. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: избранное. М.: ПрогрессКультура, 1995. 624 с.

50. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. М. : Либроком, 2013. 

51. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М. : Вече, 1997. 509 с.

52. Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984. 173 с.

53. Чапайкина Н. Е. Семантический анализ текстов // Молодой ученый. № 5 (40).  2012.  С. 112-115.

54. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов.  М. : АСТ ; Харьков : Торсинг, 2001. 591 с. 

55. Щукин В. Г. Спасительный кров (О некоторых мифопоэтических источниках славянофильской концепции Дома) // Из истории русской культуры.  М., 1996. С.589-609.

Словари

1. Баранов О. С. Идеографический словарь русского языка. М.: Издательство ЭТС. 1995. 1200 с.

2. Вихлянцев В. П. Новый библейский словарь: к русской канонической Библии синодального перевода 1876 года. Москва : Эдитус, 2016. 561 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого велико¬русского языка. Том I. А 3. М: «Русский язык», 1979.  699 с.

4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц. М. : Рус. яз., 2000. 1084 с.

5. Зеленецкий А. Словарь литературных эпитетов (1111 слов): занимат. словарь-помощник для школьников и учителей. М. : Грамотей, 2005 .

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. Москва : Азъ, 1994. 907с.

7. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международные отношения, 2002. 512 с.

8. Семёнов А. В. Эти¬мо¬ло¬ги¬че¬ский сло¬варь рус¬ско¬го языка. Серия «Рус-ский язык от А до Я». Из¬да¬тель¬ство «ЮНВЕС». М,, 2003. 704 с. 

9. Скворцов, О.Г. Методы исследования лексических систем [Текст] / О.Г. Скворцов. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001. 142 с.

10. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция. Москва : Дом Славянской кн., 2008. 959 с. 

11. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 томах /. Москва : Астрель : АСТ, 2007. 987 с.

12. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка : около 13000 фразеологических единиц. Москва: АСТ : Астрель, 2008. 878 с.

13. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Русский язык, 1994. 559 с.

14. Шан¬ский Н. М. Эти¬мо¬ло¬ги¬че¬ский сло¬варь рус¬ско¬го язы¬ка. Москва : Про¬зер¬пи¬на : Шко¬ла, 1994.400 с.

15. Шпет Г. Г. Сочинения / Г. Г. Шпет; [Ред. совет: В. С. Степин (пред.) и др.; Журн. "Вопр. философии" и др.; Предисл. Е. В. Пастернак]. - М. : Правда, 1989. 601,[1] с.

Источники

1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Москва : Дрофа, 2008. 607 с.

2. Иванов А. В. Общага-на-Крови. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.  288 с. 

3. Лермонтов М. Ю. Демон: стихотворения. Поэмы. Пьесы. Москва : Эксмо, 2006. 670, [1] с.

Образ чёрной лестницы также отсылает нас к Петербургу Ф. М. Достоевского. Радион Раскольников живет в своей каморке, в которую поднимается по черной лестнице. Вся обстановка в помещении действует на него исключительно угнетающе. «Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку <..,> помещалась одною лестницей ниже <…> и каждый раз <…> ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу» [Достоевский 2008, с. 76]. Его душа не направляется в рай, совершая определенный духовный путь. Наоборот, с каждым днем она всё больше чахнет. После убийства чёрная лестница становится убежищем для Раскольникова. Он начинает «слушать лестницу» – не поднимается ли кто по ней. С течением сюжета, она всё  больше проникает в жизнь героя, становится её частью. Чёрная лестница является важной характеристикой пространства повести. На ней происходит основная часть ключевых сюжетных событий, она является открытым путем на крышу, на ней происходят важные диалоги и внутренние монологи героев.