Фитнес аэробика как средство развития физических качеств у девушек старшего школьного возраста в процессе внеурочных занятий
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время особо актуальными являются исследования, которые связанны с изучением здорового образа жизни и здоровья в целом. Ухудшение экологической обстановки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, различные заболевания и вредные привычки являются основными факторами, которые влияют на состояние здоровья не только взрослых людей, но и подрастающего поколения [17]. Формировать понятие о здоровом образе жизни необходимо уже в школьном возрасте. Поэтому в современных условиях важными проблемами также являются: укрепление и сохранение здоровья учащихся как ценности, повышение уровня двигательной активности и физической подготовленности у девушек старшего школьного возраста, а также формирование мотивации не только к занятию спортом, но и к урокам физической культуры.
Появление образовательных учреждений различных типов, технологий и программ, способствует возрастанию умственных нагрузок на детей, начиная уже с самого раннего возраста. С одной стороны, это приводит к их успехам в интеллектуальной деятельности, но с другой стороны, ухудшается состояние здоровья, сопровождающееся падением уровня двигательной активности и развития физических качеств, а также утратой ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Кроме того, в течение многих лет наблюдается неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой значительной части школьников, что сказывается не только на снижении уровня их физической подготовленности, но и потере интереса к занятиям в целом [46]. Поэтому в настоящее время немаловажным является изучение разнообразных методик и систем тренировок, которые будут также способствовать повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом. Одной из таких систем тренировок является фитнес-аэробика, на занятиях которой решается сразу несколько задач: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Они реализуются при помощи различных методических средств и приемов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения фитнес-аэробики как средства развития физических качеств у девушек старшего школьного возраста в процессе внеурочных занятий 7
§1. Значение фитнес-аэробики в старшем школьном возрасте 7
§2. Понятие «физические качества» и способы их развития у девушек старшего школьного возраста 11
§3. Особенности физического развития девушек старшего школьного возраста 21
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию фитнес-аэробики как средства развития физических качеств 27
§1. Содержание комплекса упражнений по фитнес-аэробике для девушек старшего школьного возраста 27
§2. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию комплекса упражнений по фитнес-аэробике и их влияния на развитие физических качеств у девушек старшего школьного возраста 35
Выводы по главе 2 38
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение
Список используемой литературы
1. Акулова К.Ю., Магун Т.Я., Развитие силовых способностей у девушек: учебно-методическое пособие. - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. - 52 с
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник [Текст] / Под ред. И.С. Барчукова. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
3. Беляев А. В., Савин М. В., Волейбол [Текст]./. А. В. Беляев, М. В. Савина, - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. - 368 с., ил.
4. Бернштейн, И.А. О ловкости и ее развитии [Текст]: учеб.пособие /И.А. Бернштейн. –М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
5. Булгакова О.В, Фитнес-тренинг формирования готовности студенток вуза к выполнению комплекса ГТО: монография / О.В. Булгакова, В.С. Близневская, В.В. Пономарев -Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018- С.22
6. Булгакова, Ольга Викторовна. Фитнес-аэробика: учебное пособие / О. В. Булгакова, Н. А. Брюханова; Сиб. федер. ун-т, Ин-т физ. культуры, спорта и туризма. - Красноярск: СФУ, 2019. - 110 с.
7. Быстрота и методика ее развития [Электронный ресурс] https://studwood.net/1104207/turizm/bystrota_metodika_razvitiya
8. Влияние занятий аэробики на организм [Электронный ресурс] https://studbooks.net/692470/turizm/vliyanie_zanyatiy_aerobiki_organizm
9. Влияние занятий аэробикой на физическое состояние организма студентов: методические разработки / сост.: О.П. Кузнецова, Н.В. Шамшина, Е.В. Голякова. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. – 24c.
10. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Казань, КФУ, 2013. - 166 с.
11. Ганина Е.Е, Психологическое воздействие физических нагрузок на личность ребенка. [Электронный ресурс] http://www.rusnauka.com/5_NITS_2015/Psihologia/5_187231.doc.htm
12. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.
13. Демкин В.В. Питание, физическая активность и ожирение человека / Каменка, 2010. – 360 с.
14. Зенина И.В, применение специальных упражнений для совершенствования координации движений с учетом специфики избранного вида спорта [Электронный ресурс] http://www.rusnauka.com/14_KPSN_2016/Sport/4_211984.doc.htm
15. Иваницкий В.Н., Петухов Н.А., Гордеева Н.П., Бельц В.Э., Ермакова Н.С., Физические качества человека - воспитание гибкости: учебно-методическое пособие /В.Н. Иваницкий, Н.А. Петухов, Н.П. Гордеева, В.Э. Бельц, Н.С. Ермакова- Томск: Изд-во Том. Гос. архит.-строит. ун-та, 2017.- 48с.
16. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека ( с основами динамической и спортивной морфологией) Текст.: учеб. Для ин-тов физической культуры. – Изд. 6-е / М.Ф. Иваницкий М.: ТерраСпорт, 2003.- 624 с.
17. Игнатьева, Л.П. Факторы, влияющие на здоровье: учебное пособие/ Л.П. Игнатьева, М.В. Чирцова, М.О. Потапова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. — Иркутск: ИГМУ, 2014— С. 10
18. Коломейцева Е. Б.,. Гоберман Н. Х, Физическая культура. Организация самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. Б. Коломейцева, Н. Х. Гоберман; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020.
19. Корнев Р.А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии ее оценки//Р.А Корнев//Теория и практика физической культуры- 2004.- №3
20. Коростелева Е. Н. Методика развития общей выносливости у студентов: Методические указания. – М.: МИИТ, 2014. – 23 с
21. Кофман, П. К. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / П. К. Кофман. – М.: Физкультура и спорт, 2008.– 88 с\
22. Красникова, О.С. Современные проблемы организации физического воспитания школьников [Текст] / О. С. Красникова, Л. Г. Пащенко, А.В. Коричко, А.Ю. Пащенко, Л.Н. Полушкина // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 12. — С. 38–40.
23. Круцевич, Т.Ю. Аэробика как базовый компонент современного фитнесса / Т.Ю. Круцевич, Ю.А. Усачёв // Первый международный конгресс «Спорт и здоровье»- 2003- С. 43
24. Кузнеченкова Н.В. Основы здорового образа жизни: учебно- методические материалы. – Вологда: 2003.-198 с.
25. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник-2-е изд., испр.- М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
26. Лисицкая Т. С. Аэробика. М.: Федерация аэробики России. 2002. С. 84
27. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М.: Инфра-М, 2017. - 272 c.
28. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
29. Лях, В. И. Физическая культура [Текст] / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2001. – 184 с.
30. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010. – 56 с.
31. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М., 1996. -С. 13-24.
32. Макеева, В.С. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Макеева. - Орел: МОО «МАбив», 2014. – 189 с.
33. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Издательский цент. «Академия»., 2001.-320с.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. —543 с, ил.
35. Митрофанова А. Г. Аэробика: учебное пособие / Вологда: ВоГУ,2014. – 84 с.
36. Михайлов В. В. Физическая культура для всей семьи.-М.: Физкультура и спорт, 2001.-463 С.
37. Озолин Н.Г., Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г. Озолин. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004-863 с.
38. Осипова В. Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010- 190 С.
39. Особенности физического развития детей школьного возраста [Электронный ресурс] https://studfile.net/preview/9283714/page:2/
40. Панфилов, О.П. Физическая культура: современные оздоровительно-развивающие фитнес-технологии [Текст] / О.П. Панфилов [и др.]. – Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2014. – 227 с.
41. Панфилов, О.П. Физическая культура: современные оздоровительно-развивающие фитнес-технологии [Текст] / О.П. Панфилов [и др.]. – Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2014. – 227 с
42. Пащенко, Л. Г. Использование дополнительных аэробных нагрузок на уроках физической культуры [Текст] / Л.Г. Пащенко, М. М. Фаррахова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014. — С. 206–210.
43. Психология физического воспитания и спорта / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.
44. Пустозеров, А.И. Физиологические аспекты оздоровительной аэробики [Текст]: учеб. – метод. издание для студентов специализации 032101.65 «Физическая культура и спорт» / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. – Челябинск: Уральская Академия, 2012. – 184 с.
45. Садовая, С.С. Методические особенности использования оздоровительной аэробики в физическом воспитании девушек старших классов [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-ispolzovaniya-ozdorovitelnoy-aerobiki-v-fizicheskom-vospitanii-devushek-starshih-klassov - 04.10.2019.
46. Сайкина, Е.Г., Кузьмина C.B. Фитнесс технологии в образовательных учреждениях: учеб. -метод, пособ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. — 253 с.
47. Сапожникова О.В., Фитнес: [учеб. пособие] / О. В. Сапожникова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 144 с.
48. Сиднева Л. В. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. М.: Физическая культура и спорт. 2000. С. 43
49. Сила: методы и средства развития [Электронный ресурс] https://infopedia.su/29x11c4b.html
50. Скороходова Ю.М., Невзорова Е.В., А.В. Гулин, Л.Г. Стамова, Исследование функций системы внешнего дыхания девушек, занимающихся в группах общей физической подготовки и оздоровительной аэробики [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-funktsiy-sistemy-vneshnego-dyhaniya-devushek-zanimayuschihsya-v-gruppah-obschey-fizicheskoy-podgotovki-i-ozdorovitelnoy
51. Снигирева, А.К. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на состояние здоровья и развития основных физических качеств у девушек среднего школьного возраста [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2016/article/2016025757 - 04.10.2019.
52. Солодков А.С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Олимпия Пресс, 2005 – 528 с, ил.
53. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: Учебник / Н.И. Федюкович.- Рн/Д: Феникс, 2013. – 510 с
54. Фомин, особенности физического воспитания: Учебное пособие [Текст]/, - М.: Академия, 1983.- 75.
55. Холодов Ж. К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., исир. идоп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 481с.
56. Шакина, Е.А. Определение гибкости [Текст] /Е.А. Шакина// Физическая культура в школе. – 1994. - № 7. – 15 с.
57. Этоморфы, Мезоморфы, Эндоморфы - типы телосложения [Электронный ресурс] https://lwish-lknew.livejournal.com/67066.html
58. Яшина С.А., Образовательная программа «Фитнес-аэробика»: для системы дополнительного образования студентов, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие /сост. С. А. Яшина. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ,2012. – 60 с.
Смешанные упражнения (динамико-статические) увеличивают как активную, так и пассивную подвижность. Следовательно, для развития гибкости можно использовать динамико-статический режим [ REF _Ref105337427 \r \h 18]. Методика развития гибкости заключается в том, что для развития гибкости применяются упражнения с увеличенной амплитудой движения. Они делятся на активные и пассивные. При развитии гибкости наряду с динамическими упражнениями целесообразно использовать и статические. Фиксация отдельных частей тела проводится в пределах 20—30 с. Упражнения на гибкость дают положительный эффект, если выполняются каждый день или же два раза в день. Наиболее удобным следует признать время с 10 до 11 ч и с 15 до 16 ч [ REF _Ref105337670 \r \h 36]. Занятия рекомендуется проводить в утепленном помещении или применять усиленную разминку. Как правило, упражнение на гибкость включается или в разминку, или в заключительную часть.