Мeжпрeдмeтныесвязи и их значение на уроках биологии
ВВЕДЕНИЕ
Мeжпрeдмeтные связи на уровне фактов - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии преподаватели могут использовать данные о химическом составе человеческого тела.
Особенно важно в обучении раскрыть основные пути совершенствования процесса обучения по биологии с помощью межпредметных связей. Они уже давно много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании. В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Его актуальность продиктована новыми социальными проблемами, стоящими перед школой. Школьное образование должно соответствовать современному уровню развития науки, техники и культуры, отвечать задачам научно-технического прогресса.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Обзор литературы 6
1.1Возникновение межпредметных связей 6
1.2Мeжпрeдмeтныесвязи: сущность и основные функции 9
1.3 Характеристика межпредметных связей. Классификация Виды межпредметных связей. 13
1.4Уроки с использованием межпредметных связей 20
1.5Планирование и реализация межпредметных связей в предмете биология 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ И ИХ АНАЛИЗ 31
2.1 Методики работы интегрирования разных предметов 31
2.2 Использования межпредметных связей на уроках биологии 40
2.3 Интегрирование уроков биологии и химии. 50
2.4 Практическая часть связи биологии и химии 54
Вывод по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира / М.И. Балагурова. - М.: Просвещение, 2016. – 3с.
2. Белышева, М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия / М.И. Белышевава // Биология - СПб., 2015. - №2 – 7 с.
3. Биннатова, Ш. Б. Роль и значение межпредметных связей при обучении математике в начальных классах / Ш. Б. Биннатова // ҚазҰУ хабаршысы. «Педагогикалық ғылымдар» сериясы. - 2012. - № 1 (35). - 124-126 с.
4. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина / авт.-сост. М.М. Гуменюк. - Волгоград: Учитель, 2016. - 331 с.
5. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. – 287с.
6. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии /- А.Е. Богоявленская. - М.: Просвещение, 2019. – 234с.
7. Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу биология / Н.Т. Брыкина. - М., 2019. – 235с.
8. Вахрушев, Л.А. Человек и природа: методические рекомендации для учителя / Л.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2021. - 164с.
9. Верзилин, Н.М. Методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, - 2021. - 346 с.
10. Думина, И.В. Педагогические технологии в обучении биологии / Современный урок биологии Ч.2/ И.В. Думина. - М.: Школа-Пресс, 2021– 423с.
11. Есипов, Б.П. Интеграция материала на уроках биологии / Б.П. Есипов - М.: Учпедгиз, 2014. - 213 с.
12. Женина, Л. В. Межпредметность, надпредметность, метапредметность какпроявление интегративных процессов в образовании / Л. В. Женина // Пермскийпедагогический журнал. - 2011. - № 2. - 10—12 с.
13. Ильченко, В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986. – 174 с.
14. Калинова, Г.С. Методика обучения биологии (8-9 кл.) / Г.С. Калинова. - М.: Просвещение, 2019. – 401с.
15. Кропотова, Л.А. Проектирование и анализ современного урока / Л.А. Кропотова. - Новокузнецк, 2020. - 310с.
16. Крылова, О.Н. Традиции и инновации учебного содержания. Монография / О.Н. Крылова. - СПб., 2014. – 211с.
17. Лазебникова, А. Ю. Обновление содержания образования в советской школе: актуален ли сегодня опыт 20-х годов / А. Ю. Лазебникова, О. А. Французова //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2017. - № 8. - 36—41с .
18. Лазебникова А. Ю. Современное социально-гуманитарное образование /А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Алексашкина // Образование в России. Федеральныйсправочник (информационно-аналитическое издание). - 2017 - Москва. -97—101 с.
19. Лаптева, В.В. Модернизация общего образования: оценка результатов. Кн. для учителя / В.В. Лаптева. - СПб.: Союз, 2021. – 310с.
20. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / И.Я. Лернер. - М., 2001. - 119 с.
Через некоторое время обучающиеся отмечают, что размеры брусочков изменились в первом и третьем сосудах, а во втором - изменений не произошло. Опираясь на знания по химии о концентрации растворов солей и по физике о диффузии жидкостей, обучающиеся делают правильный вывод о том, что вода перемещается в сторону большей концентрации солей: в первом случае в клетки картофеля, так как в их цитоплазме концентрация соли выше, чем в дистиллированной воде, и кусочек картофеля разбухает; в третьем случае - из клеток картофеля в соленый раствор, и кусочек картофеля сморщивается, отдавая воду; во втором случае - концентрация соли оказывается одинаковой в цитоплазме клеток и в окружающей среде и перемещения воды не происходит, кусочек картофеля не изменяется. По аналогии с данными результатами опыта обучающиеся объясняют, почему нельзя вводить в кровь воду. Это приведет к разрушению эритроцитов из-за поступления в них воды.
Помимо проблемных вопросов учитель может успешно использовать количественные задачи межпредметного содержания, требующие для своего решения применения знаний по математике, физике, химии, географии. Например, на уроке "Движение крови по сосудам" в качестве домашнего задания обучающимся предлагается задача: "Вычислите скорость крови в полых венах, зная их диаметр (около 2,5 см), скорость крови в аорте (0,5 м/с) и диаметр аорты (около 2,5 см) ". Решая задачу, обучающиеся устанавливают, что скорость крови в полых венах должна быть в 2 раза меньше, чем в аорте, то есть примерно 0,25 м/с, так как полых вен две - верхняя и нижняя, и, значит, суммарная площадь их сечения в 2 раза больше, чем площадь сечения аорты.