Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни средствами художественной литературы
Введение
Актуальность работы. Современное человечество постоянно уделяет внимание здоровому образу жизни, понимая, что сохранение и укрепление здоровья необходимо осуществлять с детства.
Всем известно, что на состояние здоровья максимально влияет образ жизни человека. И. И. Капалыгина отмечает, что мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни только потому, что человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров? [31].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ), по определению Ю. П. Лисицина и Г. И. Царегородцева – это ?образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом[41].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни средствами художественной литературы………………………………………………….....8
1.1. Исследование проблемы здорового образа жизни в педагогической литературе………..………………………………………………………………….8
1.2. Условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....21
1.3. Художественная литература как средство формирования основ здорового образа жизни у детей в старшем дошкольном возрасте……….…………….....26
Выводы по главе 1…….…………………………………………………………..37
Глава 2. Формирование основ здорового образа жизни средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении…………………………………..38
2.1. Констатирующий эксперимент и его анализ………………………………..38
2.2. Реализация условий формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы………………………………………………………………………….48
2.3. Анализ динамики результатов исследовательской работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...62
Выводы по главе 2……..…………………………………………………………...70
Заключение………………………………………………………………………….71
Список литературы…………………………………………………………………78
Приложения…………………………………………………………………….......85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М.Амосов. – Москва : Изд-во Стакер, 2004. - 502с.
?Азбука здоровья? Т. Э. Токаевой, /Интернет ресурсы. –https://nsportal.ru/kultura/bibliotechno-informatsionnye-resursy/library/2015/10/30/azbuka-zdorovya-programma
Балыков, С.М. Воспитание красотой / С. М. Балыков. - Москва: Изд-во Овал, 2005. - 403с.
Барин, Л. Г. Мама, папа, я - здоровая семья / Л.Г. Барин. – Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2005. - 254с.
Березин, И. П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю. В. Деркачев, - Минск : Вышейшая школа, 2004. - 303с.
Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман, И.И. Брахман. – Москва : Физкультура и спорт, 1990. – с. 212.
Буре, Р.С. Воспитатель и дети: учебник для студентов вузов / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – 2-е изд.– Москва : Ювента, 2006. – с. 268.
Буцкина, Д.К. Младший школьник / Д.К. Буцкина. – Москва : Изд-во Аверсев, 2001. - 152с.
Варламова, С.И. Здоровье наших учеников /С. И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
Вайнер, Э. Н. Валеология: учеб.пособие для вузов / Э.Н. Вайнер. – 3 – е изд. – Москва : Флинта, 2005. – с. 416.
Венгер, Л. А. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. Уч- щ по спец.?дошк. воспитание? / Л.А. Венгер, Мухина В.С.. - Москва: Просвещение, 2011–336 с.
Виноградова, А. М. ?Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду? / А. М. Виноградова, Г. Н. Година – Москва : – Просвещение. - 1987г
Виноградов, Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, / Д. А. Виноградов. – Москва : Просвещение, 1998. – 118 с.
Всемирная организация здравоохранения, Занимательная энциклопедия человека / ВОЗ, Факторы, влияющие на здоровье человека, / глава 4, – Москва : 2004. – с. 74.
Воеводина, О. Л. Здоровый малыш / О.Л. Воеводина. – Москва : Изд-во Физкультура и спорт, 1989. - 232с.
Воробьев, В. И. Слагаемые здоровья, / В.И. Воробьев. – Минск : Изд-во Вышэйшая школа, 2003. - 223с
Выготский, Л. С. Вопро
Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков здорового образа жизни проводилась с детьми старшей группы МБДОУ «Детский сад № 27», г. Прокопьевск, в количестве 12 детей – мальчики (Егор, Максим, Андрей, Никита, Миша, Кирилл), девочки — (Маша, Арина, Марина, Карина, Алина, Полина).
В данном ДОУ созданы необходимые условия для формирования здорового образа жизни воспитанников:
– построена спортивная детская площадка по всем стандартам Сан ПиНа на территории ДОУ с малыми постройками.
– имеется ограждение территории для безопасной прогулки.
– функционирует медицинский кабинет с оборудованием для измерения антропометрических данных и имеются в наличии медикаменты для оказания при необходимости первой медицинской помощи.
– имеется музыкально-спортивный зал, в котором находится весь необходимый спортивный инвентарь (беговая дорожка, силовой тренажер, сухой бассейн, велотренажер, тренажер гребля и ходунки, атлетический тренажер, батут), различные дорожки, лесенки, мячи и т.д.
– ежегодно проводится профилактика по укреплению и предупреждению здоровья.
– существует уголок уединения, в котором ребенок, желающий уединения может расслабиться и побыть один.
– имеет место ведение требуемой медицинской документации, составление графика прививок и осмотров врачами узкой специализации