Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное начальное общее образование находится в условиях развития и обновления. У образования меняются приоритеты, цели, ценности, обновляется содержание. Если раньше ценностями служили формирования знаний и предметных умений, то в настоящее время начальная школа перенаправлена на ценности развития способностей, умений и желаний учиться.
Одним из главных приоритетов остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у учащихся. Одна из главных задач современного учителя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и привить у них интерес к учению, научить учиться, самостоятельно добывать знания, развить интерес к предмету.
Обучение и воспитание личности школьника в общеобразовательной организации рассматривается как неотъемлемая часть всей системы образования.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 13
1.1 Проблема исследования адаптации младшего школьника в психологии 13
1.2 Психолого-педагогические особенности первоклассников 25
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школьному обучению 41
Вывод по 1 главе. 54
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 58
2.1 Организация и методы исследования адаптации детей к школьному обучению 58
2.2 Интерпретация результатов исследования 62
Вывод по 2 главе 74
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 76
3.1. Психолого-педагогическая программа коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению 76
3.2 Результаты апробации экспериментальной программы 89
Вывод по 3 главе 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Александровская Э. М. и др. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская: учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 116 с. ТАК ОФОРМЛЯЮТСЯ КНИГИ
2 Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога / Л.П. Баданина // Начальная школа. – 2007. – №7. – С.
18-21. ТАК ОФОРМЛЯЮТСЯ СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ
3 Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л. П. Баданина // Начальная школа. – 2007. – № 12. – С. 59-62.
4 Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Е. Ю. Балашова. // Педагогика и психология. — 2008. – №10. – С.36-38.
5 Безруких М. М. и др. Возрастная физиология/ М. М. Безруких: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
6 Беличева С. А. и др. Диагностика школьной дезадаптации/ С. А. Беличева: научно-методическое пособие — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995. – 204 с.
7 Белшева С. А. Диагностика школьной дезадаптации/ С. А. Белшева: М.: Издательский центр «АСТ», 2007. – 143 с.
8 Беребин М. А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики/ М. А. Беребин: тематический сборник научных трудов — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. –155 с.
9 Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога/ Ф. Б. Березин// Психические состояния. Хрестоматия — СПб.: Издательский центр «Питер» – 2000. – С. 219-229.
10 Битянова М.Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка/ М.Р. Битянова – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. – 158 с.
11 Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе/ М.Р. Битянова: М.: Издательский центр «Совершенство», 1997. – 315 с.
12 Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова: практическая психология – М.: Издательский центр «Совершенство», 2013. – 298 с.
13 Богословский, В.В. и др. Общая психология/ В. В. Богословский
Первый этап сопровождается:
Установлением психолого-педагогической диагностикой, где подтверждается готовность первоклассника к школе;
На первом этапе обучения одно из значимых условий подразумевается проведение коллективных или личностных консультаций родителей будущих первоклассников. Коллективная консультация проходит в виде родительского собрания, где родители отвечают на некоторые вопросы анкеты выданной учителем или психологом. Индивидуальные консультации проводятся для тех родителей, чьи обучающиеся продемонстрировали низкие результаты в процессе анкетирования при готовности к школе. Учителя полагают, что эти обучающиеся могут переживать трудности при обучении в школе.
Педагогический совет педагогов будущих первоклассников, носит на этапе зачисления обучающегося в школу общий демонстрационный характер.