Особенности построения взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Скачать дипломную работу, в которой исследуются особенности построения взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.11.2023
Объем файла
2680 Кб
Количество страниц
82
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
На сегодняшний день ученые делают вывод о том, что многим у детей есть трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Это подтверждает тот факт, что ускорение темпа жизни, общая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что связь между людьми постепенно сходит к минимуму, появилось много замещения общению. В наше время все зависит от отношений. Эти отношения имеют определенную направленность: отношение к объектам внешнего мира, отношение человека к людям, к себе. Личность человека представляет собой совокупность социальных отношений, проявляющихся в общении с другими людьми и формирующихся под влиянием этого общения [2]. При общении у людей проявляются их личные положительные качества, такие как доброта, милосердие, симпатия, сострадание и многие другие. Они проявляются на основе определенных чувств, которые люди имеют по отношению друг к другу. Такими чувствами могут быть сближение, родство, объединение людей и разделение, они распространяют неприязнь, зависть. Детство дошкольника представляет собой наиболее важный период в развитии личности ребенка, к нему также относится коммуникативная сфера. Если к этому периоду были созданы благоприятные педагогические условия, то в этом возрасте лет ребенок может легко общаться с окружающими людьми, при этом соблюдая принятые в обществе нормы: благодарить, прощаться, уступать дорогу, слушать, и т.п.[34]

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...1

Глава I. Теоретические аспекты исследования взаимоотношений детей ........7

1.1. Характеристика взаимодействия старших дошкольников со сверстниками…………………………………………………………………...….7 

1.2. Изучение понятия взаимоотношения в старшем дошкольном возрасте..................................................................................................................22

1.3. Построение взаимоотношений у старших дошкольников …………….30

Глава II. Исследование развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………...………………...40

2.1.  Методы психолого–педагогического исследования……………………..40

2.2. Результаты исследования и их обсуждение………………….………………

2.3. Программа совместной деятельности, влияющая на развитие взаимоотношений старших дошкольников……………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Библиография……………………………………………...………………………..

Приложение…………………………………………...…………………………….

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Учебник. – М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 стр.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, Питер – 2010. 288 стр.

3. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.– Вопросы психологии, 1999. 

4. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. – М., 2003. 

5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.–2000.– № 2, № 4.

6. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М., 2001.

7. Возрастная и педагогическая психология.  Под ред. М. В. Гамезо и др.–М.: Просвещение, 2004.

8. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы. Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 2005.

9. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 2000–2001. 

10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. – М., 1996.

11. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд–во МГУ, 1985. 

12. Занков Л. В. Беседы с учителем: Вопросы обучения в начальных классах – М., 2005.

13. Занков Л. В. О начальном обучении. – М., 2007.

14. Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин,2000. 

15. Захарова А. В. Формирование самооценки в учебной деятельности. – В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника. – М., 2003.

16. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. Начальная школа. 2001. 

17. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. – М.,2006.

18. Киричук А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе; – В кн.: Проблемы общения и воспитание. Тарту, 2001.

19. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1987.

20. Кон И. С. Открытие Я.–М., 2008.

21. Кон И.С. Социология личности. – М., 2000.

22. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. –  М., 2004.

23. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младшего школьника. – М.: Педагогика, 2005. 

24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4–е изд. – М.: Изд–во Ун–та Российской академии образования, 1998. 

25. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучени, 2019 г..

26. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997. 384 стр.

27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2003. 

28. Мониторинг в детском саду. Научно–методическое пособие. – СПб.: Детство–Пресс, 2010. 592 стр.

29. Мухина B.C. Психология дошкольника. – М., 2003.

30. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник.– М., 2004.

31. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Под ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

32. Психическое развитие младшего школьника. / Под ред. В. В. Давыдова. –  М.: Педагогика, 1990. 

33. Рабочая книга школьного психолога. И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

34. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. 

35. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье. – М.: Педагогика, 1990 г.

36. Розен Г.Я. Самосознание как проблема социальной перцепции. – В кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознания. Краснодар, 2005.

37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 2009.

38. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. –  М., 2000.

39. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.

40. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 2004.

41. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство Московского Университета, 2004.

42. Филиппюк Г. С Взаимозависимость самооценки детей младшего школьного возраста и их положения в системе личных отношений – В кн.: Социально психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 2001.

43. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М.,2002. 

44. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2001. 

45. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 2000.

46. Этапы формирования личности в онтогенезе. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: Изд–во МГУ, 2002. 

47. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 1997.– №1. 

48. Якобсон П. М. Психология чувств. – М., 2006.

49. https://dоcplayer.cоm/66680012–T–i–babaeva–l–s–rimashevskaya–igrоvye–situacii–igry–etyudy–uchebnо–metоdicheskоe–pоsоbie.html – Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. Игровые ситуации, игры, этюды. Учебно–методическое пособие.

50. https://sdо.mgaps.ru/bооks/K4/M5/file/4.pdf – Л. И. Божович, Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. 

С целью проверить, насколько предложенный нами комплекс занятий помог детям развить коммуникативные умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста, необходимо провести повторное диагностическое исследование. Во избежание искажения результатов, мы используем те же диагностические методики, что и до проведения эксперимента: наблюдение за детьми во всех видах деятельности, исследование умений вести диалог, и методика «Рукавички». Проводилось наблюдение за детьми в течение дня в разных видах деятельности. Велись протоколы и результаты наблюдения представлены в таблице 2.5 в приложении 8. Проведя контрольную диагностику, методом наблюдения, мы увидели, что произошли приятные изменения в общении между детьми, и получили хорошие результаты по уровню развития коммуникативных умений. Результаты представлены на рисунке 2.5.