Особенности построения взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Введение
На сегодняшний день ученые делают вывод о том, что многим у детей есть трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Это подтверждает тот факт, что ускорение темпа жизни, общая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что связь между людьми постепенно сходит к минимуму, появилось много замещения общению. В наше время все зависит от отношений. Эти отношения имеют определенную направленность: отношение к объектам внешнего мира, отношение человека к людям, к себе. Личность человека представляет собой совокупность социальных отношений, проявляющихся в общении с другими людьми и формирующихся под влиянием этого общения [2]. При общении у людей проявляются их личные положительные качества, такие как доброта, милосердие, симпатия, сострадание и многие другие. Они проявляются на основе определенных чувств, которые люди имеют по отношению друг к другу. Такими чувствами могут быть сближение, родство, объединение людей и разделение, они распространяют неприязнь, зависть. Детство дошкольника представляет собой наиболее важный период в развитии личности ребенка, к нему также относится коммуникативная сфера. Если к этому периоду были созданы благоприятные педагогические условия, то в этом возрасте лет ребенок может легко общаться с окружающими людьми, при этом соблюдая принятые в обществе нормы: благодарить, прощаться, уступать дорогу, слушать, и т.п.[34]
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...1
Глава I. Теоретические аспекты исследования взаимоотношений детей ........7
1.1. Характеристика взаимодействия старших дошкольников со сверстниками…………………………………………………………………...….7
1.2. Изучение понятия взаимоотношения в старшем дошкольном возрасте..................................................................................................................22
1.3. Построение взаимоотношений у старших дошкольников …………….30
Глава II. Исследование развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………...………………...40
2.1. Методы психолого–педагогического исследования……………………..40
2.2. Результаты исследования и их обсуждение………………….………………
2.3. Программа совместной деятельности, влияющая на развитие взаимоотношений старших дошкольников……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Библиография……………………………………………...………………………..
Приложение…………………………………………...…………………………….
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Учебник. – М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 стр.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, Питер – 2010. 288 стр.
3. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.– Вопросы психологии, 1999.
4. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. – М., 2003.
5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.–2000.– № 2, № 4.
6. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М., 2001.
7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М. В. Гамезо и др.–М.: Просвещение, 2004.
8. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы. Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 2005.
9. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 2000–2001.
10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. – М., 1996.
11. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд–во МГУ, 1985.
12. Занков Л. В. Беседы с учителем: Вопросы обучения в начальных классах – М., 2005.
13. Занков Л. В. О начальном обучении. – М., 2007.
14. Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин,2000.
15. Захарова А. В. Формирование самооценки в учебной деятельности. – В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника. – М., 2003.
16. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. Начальная школа. 2001.
17. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. – М.,2006.
18. Киричук А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе; – В кн.: Проблемы общения и воспитание. Тарту, 2001.
19. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1987.
20. Кон И. С. Открытие Я.–М., 2008.
21. Кон И.С. Социология личности. – М., 2000.
22. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 2004.
23. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младшего школьника. – М.: Педагогика, 2005.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4–е изд. – М.: Изд–во Ун–та Российской академии образования, 1998.
25. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучени, 2019 г..
26. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997. 384 стр.
27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2003.
28. Мониторинг в детском саду. Научно–методическое пособие. – СПб.: Детство–Пресс, 2010. 592 стр.
29. Мухина B.C. Психология дошкольника. – М., 2003.
30. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник.– М., 2004.
31. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Под ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2003.
32. Психическое развитие младшего школьника. / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990.
33. Рабочая книга школьного психолога. И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
34. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
35. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье. – М.: Педагогика, 1990 г.
36. Розен Г.Я. Самосознание как проблема социальной перцепции. – В кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознания. Краснодар, 2005.
37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 2009.
38. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. – М., 2000.
39. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.
40. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 2004.
41. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство Московского Университета, 2004.
42. Филиппюк Г. С Взаимозависимость самооценки детей младшего школьного возраста и их положения в системе личных отношений – В кн.: Социально психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 2001.
43. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М.,2002.
44. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2001.
45. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 2000.
46. Этапы формирования личности в онтогенезе. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: Изд–во МГУ, 2002.
47. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 1997.– №1.
48. Якобсон П. М. Психология чувств. – М., 2006.
49. https://dоcplayer.cоm/66680012–T–i–babaeva–l–s–rimashevskaya–igrоvye–situacii–igry–etyudy–uchebnо–metоdicheskоe–pоsоbie.html – Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. Игровые ситуации, игры, этюды. Учебно–методическое пособие.
50. https://sdо.mgaps.ru/bооks/K4/M5/file/4.pdf – Л. И. Божович, Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование.
С целью проверить, насколько предложенный нами комплекс занятий помог детям развить коммуникативные умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста, необходимо провести повторное диагностическое исследование. Во избежание искажения результатов, мы используем те же диагностические методики, что и до проведения эксперимента: наблюдение за детьми во всех видах деятельности, исследование умений вести диалог, и методика «Рукавички». Проводилось наблюдение за детьми в течение дня в разных видах деятельности. Велись протоколы и результаты наблюдения представлены в таблице 2.5 в приложении 8. Проведя контрольную диагностику, методом наблюдения, мы увидели, что произошли приятные изменения в общении между детьми, и получили хорошие результаты по уровню развития коммуникативных умений. Результаты представлены на рисунке 2.5.