Психологическая подготовка к соревнованиям танцоров 7-9 лет

Скачать дипломную работу, в которой исследуется психологическая подготовка к соревнованиям танцоров 7-9 лет
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.11.2023
Объем файла
1511 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования  заключается в том, что с каждым годом все больше нарастает необходимость в подготовке к соревнованиям совсем юных танцоров – чуть старше 7 лет. В настоящее время дети, приходя на танцы даже в школьный кружок, начинают выходить на соревнования, не отучившись и года, в возрасте 7-9 лет. Безусловно, эти соревнования отличаются от полноценных турниров по танцевальному спорту, однако это не снижает уровень стресса у начинающих танцоров, а потому требует не только физической, но и психологической подготовки к соревнованиям.
Данный возраст является сложным для работы с детьми, поскольку: 
а) в этом возрасте у среднестатистического ребенка еще низкий уровень развития как физических качеств, так и эмоционального интеллекта; 
б) дети одного и того же возраста, занимаясь в одной группе (как правило первого года обучения) имеют почти диаметрально противоположные индивидуальные особенности характера и поведения, которые они не умеют контролировать. 
Исходя из этого, перед педагогом/тренером стоит непростая задача не только научить детей с абсолютно разным уровнем развития базовым шагам, фигурам, счету и т.п., но и на максимальный уровень подготовить этих детей психологически (сформировать дисциплину, убрать тревожность, настроить детей на выполнение задач) к соревнованиям. Стоит отметить, что нормальной практикой в настоящий момент является выход на турнир после 4-6 месяцев занятий, т.е. времени на решение указанных задач совсем немного.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретический обзор вопросов психологической подготовки спортсменов 7-9 лет в танцевальном спорте к соревнованиям 6

1.1. Психологическая подготовка к соревнованиям: место в тренировочном процессе, цели и задачи, виды подготовки 6

1.2. Средства и методы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 8

1.3. Особенности подготовки юных спортсменов к соревнованиям в танцевальном спорте 12

1.4. Возрастные особенности детей в возрасте 7-9 лет 15

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 19

2.1. Задачи исследования 19

2.2.Методы исследования 19

2.2.1.Анализ литературных источников 20

2.2.2.Педагогический эксперимент 20

2.2.3.Метод определения психотипа ребенка 22

2.2.4. Методы анализа психологического состояния танцора 23

2.2.5.Методы математико-статистической обработки данных 25

2.3.Организация исследования 26

Глава 3. Результаты исследования 28

3.1. Описание методики психологической подготовки танцоров 7-9 лет к соревнованиям 28

3.2. Динамика психологического состояния танцоров 7-9 лет 37

Выводы 43

Практические рекомендации 45

Список использованной литературы 47

Приложения 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 189 с.

2. Алексеев А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте / А. В. Алексеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.

3. Бабаян А. А. Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата (На примере тяжелой атлетики). Дис. канд. психол. наук. –  М.:  РГБ, 2002. – 187 с.

4. Бабушкин Г. Д. Модель управления психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованиям // Спортивный психолог. − № 2. – 2009. − С. 37-39. 

5. Бабушкин Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин. − Омск: СибГАФК, 2008. −234 с. 

6. Бугрова М. М. Психолого-педагогические аспекты подготовки танцевальных пар к выступлениям на конкурсах спортивно-бальных танцев // Вестник МГУКИ. – 2013. – №5 (55). – С.10-16. 

7. Власова О. И. Педагогическая психология / О. И. Власова. – М.: Просвещение, 2005. – 206 с.

8. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М. В. Гамезо. − М.: Просвещение, 2004. − 256 с.

9. Волков Б. С, Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие до поступления в школу / Б. С. Волков., Н. В. Волкова. – М.: Владос, 2004. – 230 с.

10. Ганюшкин А. Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена: психология спорта. Хрестоматия / Сост.-ред. А.Е.Тарас. – М.: АСТ, 2007. – 246 с.

11. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Альфа, 2004. – 224 с.

12. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. − М.: Советский спорт, 2007. − 296 с. 

13. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. − Краснодар, 2005. – 319 с.

14. Гуменюк Н. П, Клименко В. В. Психология физического воспитания и спорта / Н. П. Гуменюк, В. В. Клименко. – К.: Высшая школа, 2005. – 299 с.

15. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты) / Под ред. Перепелкиной А. В. – М.: Учитель, 2020. – 106 с.

16. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Альфа, 2000. – 351 с.

17. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 64 с.

18. Заброцкий М. М. Основы возрастной психологии / М. М. Заброцкий. –Тернополь: Богдан, 2001. – 205 с.

19. Захаров О. Ю. Психологическая подготовка бойца / О. Ю. Захаров. – М.: Библиотека бойца. – 275 с.

20. Ильин Е.П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2008. – 352 с.

21. Ильин Е.П. Состояние наивысшей готовности и работоспособности спортсмена / Е. П. Ильин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов под ред. И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 253-260.

22. Киселев Ю. А. Победи: размышление и советы психолога спорта / Ю. А. Киселев. − М: Спортакадемия, 2002. – 276 с.

23. Китаева М. В. Психология победы в спорте  / М. В. Китаева. – Р.-на-Д.: Феникс, 2006. − 208 с. 

24. Козин А. Л. Психология спортивной деятельности / А. Л. Козин. – Киев: Олимпийская литература, 2005. – 412 с.

25. Кузнецов А. С., Закиров Д. Р. Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля с учётом типов темперамента на предсоревновательном этапе подготовки / А. С. Кузнецов, Д. Р. Закиров. – М.: Флинта, 2015. – 242 с.

26. Курашвили В. А. Психологическая подготовка спортсменов: инновационные технологии / В. А. Курашвили. – М.: Центр инновационных спортивных технологий Москомспорта, 2008.  – 114 с.

27. Ленская Е. В. Практическое обоснование методики начальной технической подготовки танцоров-одиночников в спортивных танцах // Вестник спортивной науки. – 2014. – №4. – С.35-41. 

28. Ленская Е. В., Сахарова М. В. Одиночное танцевание как этап подготовки начинающих спортсменов в спортивных танцах // Ученые записки университета Лесгафта. – 2013. – №9 (103). – С.41-48.  

29. Личностный опросник Aйзенка (EPQ). – Электронный ресурс. – URL: http://onu.edu.ua/pub/bank/userfiles/files/rgf/rgf_metodiki.pdf (дата обращения 20.10.2021).

30. Лысакова А. Н. Методология индивидуальной психологической подготовки спортсменов-танцоров высокой квалификации / А. Н. Лысакова // Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. – М.: РГУФКСМиТ, 2014. – С.43-47.

31. Малкин В. Р. Формирование психической, соревновательной надежности спортсмена / В. Р. Малкин //Спортивный психолог. – 2004. – №2. – C.33-36.

32. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадем-Пресс, 2008. – 544 с.

33. Медведев В. В. Психологическая подготовка: лекции для студентов / В. В. Медведев. – М.: Альфа, 2002. – 251 с.

34. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К.Серова. − 2-е изд., доп. и испр. − М.: Просвещение, 2011. – 418 с. 

35. Общая и спортивная психология / Под ред. Г.Д. Бабушкина. – Омск: СибГУФК, 2004.  – 187 с.

36. Онищенко И. M. Психология физического воспитания и спорта / И. М. Онищенко. − К.: Высшая школа, 2005. – 179 с.

37. Оценка уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). – Электронный ресурс. – URL: http://www.mou02.narod.ru/str/psi/doc/trevoga.pdf (дата обращения 22.10.2021).

38. Положение «Об открытых соревнованиях по массовому спорту Общероссийской общественной организации «Российский Танцевальный Союз»». – Электронный ресурс. – URL: https://www.rdu.ru/_files/ugd/8aa3f8_ea509c90653f420490d5f7ccd2614cbe.pdf (дата обращения 19.01.2022).

39. Положение «Об открытых Фестивалях Школ Танца Региональных отделений, территориальных подразделений Общероссийской общественной организации «Российский Танцевальный Союз» и организаций, работающих с РТС на договорной основе». – Электронный ресурс. – URL: https://www.rdu.ru/_files/ugd/8aa3f8_ed12bb02026048419e53850a3f8e5e13.pdf.

40. Положение о массовом спорте ВФТСАРР. – Электронный ресурс. – URL: https://fdsarr.ru/dance/documents/dokumenty-po-sportivnoy-deyatelnosti/polozhenie-o-massovom-sporte-obshcherossiyskoy-obshchestvennoy-organizatsii-vserossiyskaya-federatsi/ (дата обращения 20.11.2020).

41. Попов А. Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2013. – 219 с.

42. Психология / Под общ. ред. В. М. Мельникова. − М.: Физкультура и спорт, 2007. – 451 с.

43. Психология спорта: хрестоматия / Под ред А. Е. Тарас. − М.: АСТ; Минск: Харвест, 2007. − 375 с. 

44. Пуни А.Ц. О психологической разведке в подготовке к соревнованию, Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Под ред. И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 250 с.

45. Путинцева Е. В., Пшеничникова Г. Н. Комплексная начальная подготовка детей 7-9 лет в спортивных танцах // ОНВ.  – 2006. – №2 (35).  – С.23-29. 

46. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. – Махачкала: Юпитер, 2012. – 209 с.

47. Сивицкий В. Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности // Спортивный психолог. − № 1. – 2007. − С. 37-42.

48. Смоленцева  В. Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В. Н. Смоленцева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 196 с.

49. Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2014. – 90 с.

50. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2011. – 412 с.

51. Чайников А. П. Психологическая подготовка студентов средствами физической культуры и спорта / А. П. Чайников. – М.: Изд-во МГТУ им.Баумана, 2013. – 305 с.

52. Шанкина, С.В.,  Зиновьева, Т.С. Управление эмоциями (методические рекомендации для педагогов-тренеров-хореографов спортивных бальных танцев) / С.В.Шанкина, Т.С.Зиновьева // Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции 5 февраля 2015 года «Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте». – М.: РГУФКСМиТ, 2015. – С.55-58.

Также с этой группой использовались методы, которые не отличались от первой группы:
К таким методам относятся:
1.Просмотр кино/мультфильмов. Родителям детей к просмотру рекомендовался список мотивирующих фильмов и мультфильмов про танцы, спорт и т.д. (Приложение 6).
2.Беседы с тренером. Их сутью был детальный разбор отдельных особенностей ребенка. Беседа велась с разрешения родителей, зачастую в их присутствии. Задачей беседы было выявление факторов стресса перед соревнованиями, например, боязнь допустить ошибку. После выявления такого фактора тренер объяснял ребенку, как справиться с данной категорией стресса, составлял вместе с ребенком фразы для аутотренинга, формировал необходимые образы.
3.Психологическая поддержка. Она осуществлялась в течение всего тренировочного и соревновательного процесса. Если тренер видел, что ребенок расстроен, боится, испытывает другие эмоции, его задачей было поговорить с ребенком и успокоить его, объяснить, что испытывать ту или иную эмоцию нормально. Частью психологической поддержки на соревнованиях был предсоревновательный ритуал: потрясти поочередно руками и ногами (4 потряхивания одной рукой, 4 – другой, потом то же самое ногами, потом 3 раза одной рукой, 3 раза другой и т.д. до одного потряхивания каждой конечностью). Также присутствовал постсоревновательный ритуал в виде «дай пять», если ребенок удачно справился с соревновательным туром. 
Важным методическим указанием было определенное общение с детьми разных темпераментов.
1.При работе с детьми с темпераментом типа «холерик» энергию ребенка необходимо было перенаправлять в правильное русло (например, на напряжение нужных мышц).  С холериками разговаривали спокойным голосом, но требовательно, не допуская уговоров. На тренировочных занятиях сложность упражнений для холериков должна была быть такой, чтобы не все задания получались. Активные возбуждающие упражнения и действия по максимум ограничивались в работе с детьми с этим типом темперамента. Необходимо было помогать ребенку переживать возможные неудачи и не допускать срыва из-за них. 
2.При работе с детьми с темпераментом типа «сангвиник» нужно было проявлять строгость и требовательность, контролировать качество исполнения и доведение действий до завершения, задание, выполненнгое без нужного старания, нужно было требовать переделать. У этих детей так же, как у холериков, нужно было поддерживать мотивацию к стараниям, вознаграждать за успехи и строго указывать на лень, нежелание, отсутствие старания.
3.При работе с детьми с темпераментом типа «флегматик» нужно было не торопить ребенка, хвалить его за быстрые реакции и действия, создавать условия, в которых ему приходится концентрироваться и собираться, ставить в пары/группы с активными детьми. 
4.При работе  с детьми с темпераментом типа «меланхолик» нужно было четко придерживаться системного обучения, вести с ребенком спокойно и мягко, не разговаривать с ним резко и громко, показывать примеры для подражания, обязательно хвалить за успехи и даже небольшие победы.