Управление деятельностью налогового комитета (на примере Межрайонной ИФНС России № 6 по Московской области г. Ногинск)
Введение
Налогообложение – древнейшая функция и одно из главных требований бытия государства. Налоги надёжно вплетены в ткань общественно-хозяйственной жизни и от них предопределяется как благосостояние конкретных предприятий, налогоплательщиков, так и страны в целом. Отход от административно – тактической системы становления экономики и переход к рыночным отношениям в России неизбежно обусловили преобразование системы налогов и создание новой налоговой службы.
Государственная налоговая служба Российской Федерации была создана в 1991 году. Развиваясь, налоговая система России обретает черты, присущие системам многих стран мира. В то же время российскому налогообложению присущи свойства, обусловленные преимущественно российской спецификой хозяйствования. Управление деятельностью налогового комитета представляет собой активный, структурный элемент налоговой системы, способствующий ее устойчивому функционированию в экономике страны.
Успешная деятельность налогового комитета повышает поступление налоговых доходов и соблюдение налоговой дисциплины, недостатки функционирования комитета ведут к снижению налоговых доходов, к увеличению налоговых правонарушений.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 5
1.1. Задачи, функции и организация деятельности налоговых органов 10
1.2. Место и роль налоговых органов в системе государственного и муниципального управления 16
1.3. Правовое регулирование деятельности налоговых органов 17
Выводы к Главе 1 20
Глава 2. Реализация основных функций управления в Межрайонной ИФНС России № 6 по Московской области г. Ногинск 23
2.1. Общая характеристика и правовое положение Инспекции как субъекта 23
2.2. Анализ основных показателей деятельности 33
2.3. Оценка эффективности деятельности 44
Выводы к Главе 2 51
Глава 3. Повышение эффективности деятельности налоговых органов 53
3.1. Основные пути совершенствования деятельности налоговых органов 53
Вывод к Главе 3 58
Заключение 60
Список используемых источников и литературы 64
Приложение 1 68
Приложение 2 75
Список используемых источников и литературы
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс РФ
2. Конституция РФ. Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. от 28.01.2021 № 68)
4. Федеральный Закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
5. Федеральный Закон от 17.02.2021 № 7-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
6. Федеральный Закон 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
7. Приказ Федеральной налоговой службы от 01.03.2022 № ЕД-7-15/173@
8. "Об утверждении форм и форматов представления в электронной форме реестров документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 19 и подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, порядков их заполнения и порядка их представления в налоговые органы"(Зарегистрирован 11.04.2022 № 68156)
9. Приказ Федеральной налоговой службы от 12.01.2022 № ЕД-7-3/7@ "Об утверждении формы уведомления о максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, а также формата представления уведомления о максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, в электронной форме"(Зарегистрирован 15.02.2022 № 67292)
10. Приказ Федеральной налоговой службы от 17.08.2021 № ЕД-7-14/756@ "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@" (Зарегистрирован 04.10.2021 № 65248)
11. Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 № 68 «О внесении изменения в Положение о Федеральной налоговой службе»
Учебники, монографии, диссертации
12. Брызгалин А.В.Принципы налогового права: теория и практика// Законодательство и экономика. 2017. №19-20.
13. Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое п раво. 2018. № 5
14. Гутнов Е.В.Правовое значение объекта налогообложения// Изв. вузов. Правоведение. 2016. №2.
15. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. Дубов В.В. / Финансы -2019- № 4
16. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. 2015, 4. С. 22-24.
17. Имыкшенова Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу РФ. М.: Юрлитинформ, 2016. 354с.
18. Кашин В.А. Налоговая система: как ее сделать эффективной? // Финансы. - 2015.
19. Кикабидзе Н.Р. Общие принципы налогообложения и сборов в России и США в сфере основ конституционного строя (сравнительно-правовой анализ) // Финансовое право. 2018. N 12. С. 31-37.
20. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы.// Налоги. - 2017. - №2. С.28-33.
21. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., пер. и доп. М.: Юристъ, 2016. 440с.
22. Матвеева Т. Ю. Виды фискальной политики // Введение в макроэкономику. - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2017.
23. Налоговое регулирование: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М, 2016. 520
24. Коротина служба: пути повышения эффективности управления. Саратов, 2019.
25. Лаптев политика и интересы общества // Налоговый вестник. 2017. №3.
26. Макарьева предприятий и организаций налоговыми органами. М., 2003.
27. Мишустин налогового администрирования // Финансы. 2020. № 6.
28. Налоги. Учебное пособие / Под ред. , М., 2015.
29. Налоги и налоговая система. Курс экономики / Под ред. , М., 2020.
30. Пансков и налогообложение в РФ. М., 2017
31. Пансков и налоговая политика // Российский экономический журнал. 2016. №1.
32. Потапов и теория налоговой службы // Государственная служба. 2018. № 4.
33. Черник налоговой системы. М., 2019
34. Юткина и налогообложение. М., 2017.
Интернет-ресурсы
35. Федеральная налоговая служба России // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: www.nаlоg.ru(дата обращения: 25.04.2022)
36. Сидорова Е.Ю. Конспект лекций по налоговому планированию / Е.Ю. Сидорова. [Электронный ресурс]. URL: httр://thеlib.ru/bооks/еlеnа_sidоrоvа/kоnsреkt_lеkсiy_ро_nаlоgоvоmu_рlаnirоvаniy u-rеаd.html. (дата обращения: 25.04.2022)
37. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // СПС Консультант Плюс: Законодательство. (дата обращения: 25.04.2022)
38. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: httр://bаsе.gаrаnt.ru/10164408/#iхzz4SMB63dОо. (дата обращения: 25.04.2022)
39. Галяутдинов Р.Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов // Сайт преподавателя экономики. [2019]. URL: httр://gаlyаutdinоv.ru/роst/nаlоgоvаyа-sistеmа-rоssii (дата обращения: 25.04.2022)
40. . Министерство финансов России // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: httр://minfin.ru/.(дата обращения: 25.04.2022)
41. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. [Электронный ресурс]. URL: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_183748/.(дата обращения: 25.04.2022)
42. Эффективность применения налоговых режимов // httр://www.nаlоgоffnеt.ru/ (дата обращения 25.04.2022)
Таким образом, необходимо свести до минимума всяческие надстроечные структуры в виде вышестоящих организаций. Основной орган, осуществляющий сбор, контроль над поступлением налоговых платежей, формирующий доходную часть государственной казны, — это налоговая инспекция, и задача государственных органов как федеральных, так и на местах, — всячески поддерживать эту структуру, а не чинить препятствия. Высвобожденную в результате сокращения численность работников вышестоящих организаций необходимо перераспределить в налоговые инспекции на местах. Это позволит усилить и укрепить профессионально региональные подразделения подготовленными кадрами. Однако увеличение штатной численности работников налоговой службы должно сопровождаться ужесточением требований к потенциальным работникам налоговой службы. Следовательно, следующей задачей будет являться тщательный отбор специалистов по определенным критериям. Прежде всего, должна проводиться всесторонняя проверка как личностных качеств будущего работника, так и его профессиональных знаний. Аналогичная процедура используется для приема в органы МВД. Необходим жесткий отбор с соблюдением определенных социально-психологических критериев, важнейшими из которых являются моральная устойчивость, честность, умение работать с людьми, доскональное знание специфики работы в налоговой сфере.