Эффективные средства повышения уровня физической подготовленности школьников 15-16 лет (в разделе волейбол)
ВВЕДЕНИЕ
Существует много видов спорта: легкая атлетика и борьба, бокс и гребля, волейбол и тяжелая атлетика, фехтование и велоспорт, гимнастика и теннис. Каждый из них по-своему хорош, и у каждого много почитателей. Спортивные игры – традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне. Волейбол - популярная во всём мире спортивная игра, одно из активных средств решения проблем оздоровления, повышения работоспособности и улучшения настроения людей. Это очень интересная и захватывающая командная игра, в которую могут играть деть разных возрастов и взрослые. Достоинства волейбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Секрет популярности волейбола в том, что он доступен всем. В волейболе, как ни в каком другом виде спорта, физические нагрузки находятся в тесной взаимосвязи со степенью подготовленности играющих. Этим объясняется одинаковый интерес, с которым занимаются им люди самых различных возрастов и профессий. Популярность волейбола делает его значительным средством пропаганды физической культуры и спорта. Волейбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Он включён в комплексную программу физического воспитания общеобразовательной школы, как один из видов спортивной игры в разделе «Спортивные игры» и широко используется как основное средство физкультурно-оздоровительной работы в различных местах отдыха, в парках, в походах, на пляжах, в домах отдыха и санаториях, в детских оздоровительных лагерях.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3-6
I.Теоретические аспекты исследования влияния эффективных средств на повышение уровня физической подготовленности школьников 15-16 лет на уроках физической культуры (на примере раздела «Волейбол»)
1.1 Понятие «физическая подготовленность»..................................................7-13
1.2 Возрастные особенности физического развития подростков ………...13-18
1.3 Эффективные средства повышения уровня физической подготовленности школьников ……………………………………………………………………..18-25
II.Опытно-экспериментальной работы по использованию эффективных средств для повышения уровня физической подготовленности школьников 15-16 лет на уроках физической культуры (на примере раздела «Волейбол»)
2.1 Констатирующий этап эксперимента …………………………………..26-34
2.2 Формирующий этап эксперимента ……………………………………34-40
2.3 Заключительный этап эксперимента……………………………………40-43
Заключение ………………………………………………………………...…44-45
Список использованных источников и литературы ………………….……46-49
Приложения………………………………………………………………..…50-54
Список использованных источников и литературы
1. Ашмарин В.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры. [Текст] / М.: Просвещение.
2. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов [Текст] / М.Д. Ашибоков. – «Вестник АГУ», 2016. – №1 (20). – С. 290-293.
3. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов [Текст] / С. Белич // Спорт в школе. – 2017 (№13).
4. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. [Текст] / А.В. Беляев. – М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2015. – 143 с.: ил.
5. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ [Текст] / А.В. Беляев. – М.,.
6. Беляев А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу [Текст] / А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). – М. : ФИС, 2014. – №4. – С. 26.
7. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. [Текст] / М.: Физкультура, образование, наука, 2010.-368с.
8. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. Учебник для вузов.- 4-е изд. [Текст] / М.: ТВТ Дивизион, 2019.-360с.
9. Бугаев К.Е., Шепило И.Н. Возрастная физиология. Учебное пособие. [Текст] / Ростов,
10. Васильев В.В. Физиология человека. [Текст] / М.: физкультура и спорт,
11. Виера Б. Волейбол: Шаги к успеху [Текст] / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. – М.: АСТ : Астрель, 2014. – 170 с.
12. Всероссийская Федерация Волейбола. Волейбол (сборник статей). Москва, 2010.
13. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2012. – 368 с.
14. Голомазов В.А. Волейбол в школе [Текст] / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. – М.: Просвещение, 1989. – 110 с.
15. Евсеев Ю. И. Физическая культура [Текст] / Ю. И. Евсеев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015.
16. Железняк Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре [Текст] / Ю.Д. Железняк В.А. Кунянский, А.В. Чачин. – М. : ТерраСпорт, Олимпия Пресс, 2015. – 112 с.
17. Железняк Ю.Д. Юный волейболист [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М. : Физкультура и спорт,
18. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М. : Академия, 2011. – 376 с.
19. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М. : Академия, 2014. – 400 с.
20. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. [Текст] / М.: ФиС,2010.-200с.
21. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей [Текст] / Психомоторика: Сб. научн. трудов.- Л., 2016.- С. 4-22.
22. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. [Текст] / М.: Просвещение, 2013.- 223 с.
23. Иванова Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении [Текст] / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.2016. – №6 (41), сентябрь. – С.260-262.
24. Изотов В. Методика обучения технике волейбола [Текст] / В. Изотов // Спорт в школе. – 2009 (№3).
25. Каменев В.В. Обучение волейболу [Текст] / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. – 2017. – №1. – С. 20-22.
26. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие [Текст] / Ю.Н. Клещев. – М. : СпортАкадемия- Пресс, 2012. – 192 с.
27. Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб. пос. [Текст] / Смоленск: СГИФК, 2003. - 72 с.
28. Лепешкин В. Волейбол [Текст] / В. Лепешкин // Спорт в школе. – 2007 (№20).
29. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста [Текст] / В.К. Мармор. – Кишинев : «Карта Молдовеняскэ», 2015. – 46 с.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физич. воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физич. культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. – М. : ФиС, 2009. – 543 с.
31. Методика обучения студентов медицинского колледжа волейболу: Из опыта работы [Текст] / А.П. Андреев. – Биробиджана: ОблИУУ, 2017. – 24 с.
32. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение [Текст] / В.Н. Платонов. – К. : Олимпийская литература, 2014. – 808 с.
33. Савчук В.А. Атакующие комбинации в волейболе [Текст] / В.А Савчук. –(http://fivb.narod.ru/plan.html).
34. Сластенина Т.А. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол: учебное пособие [Текст] / Т.А. Сластенина. – Челябинск : Изд. ЮУрГУ, 2016. – 69 с.
35. Сорокина В.М. Волейбол для здоровья: Учеб. пособие [Текст] / В.М.Сорокина, Д. Ю. Сорокин ВолгГТУ, Волгоград, 2007. – 60 с.
36. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения [Текст] / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др. – М.: «Академия», 2012.
37. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов [Текст] / А.Г. Фурманов. – Минск : МЕТ, 2017. – 329 с.
38. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / - М.: Издательский центр Академия, 2015.-480с.
Прыжковая выносливость – способность к многократному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Проявляется этот вид выносливости в прыжках для нападающего удара; постановке блока; при выполнении вторых передач в прыжке. В качестве средств для развития прыжковой выносливости используются прыжковые упражнения с отягощениями (малыми) и без них, прыжковые упражнения (имитационные) и основные упражнения по технике игры. Продолжительность одного повторения – 1-3 мин, интенсивность – без пауз между прыжками, количество повторений – 5-8. Интервалы отдыха между повторениями – 1-4 мин. Воспитание специальной ловкости школьника – это совершенствование координационно-сложных двигательных действий, а главное способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владения своим телом в безопорном положении, что предъявляет высокие требования к деятельности вестибулярного аппарата. Это требует высокого развития специальной ловкости и точности движений в пространстве.