Обоснование методов отбора способных детей в спортивные школы плавания
ВВЕДЕНИЕ
Наивысшие достижения в плавании доступны лишь тем одаренным спортсменам, которые обладают редкими морфологическими свойствами, высочайшим уровнем физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства, это свидетельствует современная мировая практика и научные исследования. А поскольку мало кто из спортсменов владеет соответствующим комплексом задатков, проблема их поиска отличается огромной сложностью. Установлено, что выявить спортивные способности детей на первом этапе отбора возможно только при условии систематических педагогических наблюдений и измерений показателей роста спортивно-технического мастерства, общей работоспособности, состояния здоровья, физического развития. Уже при первичной оценке перспективности детей необходимо опираться на те качества и способности, которые предопределяют успех в спорте высших достижений. Актуальность. На начальном этапе отбора применяются педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей. При этом предпочтение отдается тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. Выявить задатки, измерить их и найти соответствующий вид спортивной деятельности - один из вопросов, имеющих большое теоретическое и практическое значение.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ОТБОРА СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ ВСПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ ПО ПЛАВАНИЮ 6
1.1. Спортивное плавание и стили плавания. 6
1.2. Понятие спортивного отбора и прогноза спортивной перспективности юных пловцов. 8
1.3. Антропометрические показатели как фактор отбора юных пловцов 16
1.4. Особенности спортивного отбора пловцов на основе скоростно-силовых показателей физического развития 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОТБОРА СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ ПО ПЛАВАНИЮ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы проведения отбора. 26
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ОТБОРА СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ ПЛАВАНИЯ 43
3.1. Практический подход 43
3.2. Влияние родителей при отборе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амосова Д. Р. и др. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ //Научный журнал Дискурс. – 2018. – №. 1. – С. 7-12.
2. Авдиенко В. Б. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ //Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2019. – №. 1. – С. 73-83.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А.Ашмарин.-М.:Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
4. Булгакова Н.Ж., Воронцов А.Р., Радыгина И.Ю. Соотношение темпов биологического развития и прироста основных морфофункциональных показателей юных пловцов // Теория и практика физ. культуры. 1985.- №11.- с.27-28.
5. Бакшеев М. Основы управления подготовкой пловцов. – Litres, 2017.
6. Барчуков И. С. Физическая культура: методики практического обучения. Учебник. – " Издательство"" Проспект""", 2017.
7. Водлозеров В. Система спортивного отбора в триатлоне // Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2016. – №. 3 (53). – С. 19-24.
8. Выборная К. В. и др. Центильная оценка физического развития юных пловцов // Актуальные вопросы нутрициологии, биотехнологии и безопасности пищи. – 2017. – С. 43-45.
9. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. – К.: Вежа, 1997. – 128 с.
10. Вайцеховский С. М., Платонов В. Н. Тренировка пловцов высокого класса. М: фиС, 1985, с. 147
11. Васильев B.C. Обучение плаванию. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 96 с.
12. Викулов А.Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 c
13. Гилев Г. А., Владыкина В. В., Севостьянова А. С. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОПРЯЖЕННОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПЛОВЦОВ // С 56. – 2018. – С. 60.
14. Гужаловский А.А., Манцевич Д.Е. Многолетняя динамика абсолютной силы тяги на суше и в воде пловцов-кролистов // Теория и практика физ. культуры. – 1986. – № 10. – С. 25-26
15. Губанова Л.С. Биоэнергетические критерии адаптации к тренировочным нагрузкам. // Автореф. дисс. канд. биол. наук. – М.,1986. – 24 с.
16. Годик М.А. Спортивная метрология / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-192 с.
17. Гоготова В.Л., Поляков С.Д., Корнеева И.Т. и др. Индивидуализация тренировочного процесса юных пловцов на основе цитохимической экспертизы // Научно-практический журнал Союза педиатров России «Вопросы современной педиатрии». - 2006. - Т.5. - №1. - С. 145.
18. Гоготова В.Л., Поляков С.Д., Корнеева И.Т., Дворяковский И.И. Состояние здоровья юных пловцов // Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2006. - №1(18). - С.16-17.
19. Гоготова В.Л., Корнеева И.Т., Лукина О.Ф. и др. Динамика показателей вентиляционной способности легочной системы при индивидуализации тренировочного процесса юных пловцов// Состояние и перспективы развития медицины в спорте высших достижений: сборник материалов. международной научной конференции - М., 2006. - С.149.
20. Гоготова В.Л., Корнеева И.Т., Поляков С.Д. и др. Совершенствование тренировочного процесса юных пловцов на основе динамики изменений клеточных дегидрогеназ// Теория и практика оздоровления населения России: Матер. III Национальной научно-практической конференции с международным участием. - Кисловодск, 2006. С. 105 – 106.
21. Давыдов В. Ю., Манкевич А. Н. Показатели телосложения юных пловцов 12–15 лет на этапе углубленной специализации // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя ІП Шамякіна. – 2017. – №. 1 (49).
22. Давыдов В.Ю., Бакунин B.C., Саввин В.И. и др. Морфологические критерии отбора и контроля в плавании: Метод. рекомендации. – М., 1991. – 36 с.
23. Жужгов А. И., Ежов В. В. Эффективность отбора пловцов средней и высшей квалификации в офицерское троеборье при помощи тренажера скатт //Редакционная коллегия: Юсупов РГ, доктор исторических наук; Ванесян АС, доктор медицинских наук; Калужина СА, доктор химических наук; Шляхов СМ, доктор физико-математических наук. – 2017. – С. 31.
24. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М.Зациорский.-М.: Физкультура и спорт, 1979.-152 с.
25. Заборова В. А. и др. Оценка функционального состояния мышц квалифицированных спортсменов-пловцов //Кубанский научный медицинский вестник. – 2016. – №. 5.
26. Карпов В. Ю., Абросимова А. В., Козьяков Р. В. Выявление индивидуальных особенностей юных пловцов на этапе отбора //Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития сборник статей международной науч.-практ. конф. – 2016. – С. 163-166.
27. Курилов В.А. Возрастные особенности развития мышечной силы юных пловцов и экспериментальное обоснование методов ее воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1970-20 с Лукьянов Ю.В.
28. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: Автореф. Дис. докт. пед. наук. – М., 2003-49 с.
29. Красиков А.Ф., Карпенко Л.И., Лежкевич Л.Г. Воздействие нагрузок, направленных на развитие выносливости, в тренировке юных пловцов. //Теория и практика физ. культ. – 1972. – № 2. -С. 19-21
30. Кравцов, А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях / А. Кравцов. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 636 c
31. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
32. Лукьянёнок А. В. Матурация размеров тела – показатель морфологической зрелости спортсменок 13–17 лет, специализирующихся в академической гребле. – 2018.
33. Миронов Д. Л., Андреева М. О., Егоров В. Н. Повышение эффективности процесса спортивного совершенствования юных пловцов на основе использования средств искусственного затрудняющего воздействия // Тульский государственный университет. – 2019. – с. 67.
34. Макушкин А. С., Третьяков А. А., Дрогомерецкий В. В. Анализ генеалогических факторов при прогнозировании успешности соревновательной деятельности юных пловцов // ББК 75я43+ 51.1 я43. – 2017. – с. 129.
35. Манкевич А. Н., Давыдов В. Ю. Анализ молекулярно-генетического исследования спортсменок, занимающихся плаванием и греблей //Здоровье для всех. – 2016. – №. 2.
36. Макушкин А. С., Агошков В. В., Третьяков А. А. Прогнозирование успешности юных пловцов с использованием генеалогических признаков //Научный журнал Дискурс. – 2016. – №. 2. – С. 139-146.
37. Макушкин А. С., Кузнецова А. П., Носков М. С. Об актуальности использования генетических маркеров в системе отбора и ориентации пловцов // С 56. – 2017. – №. 6. – 162.
38. Носков М. С., Горелов А. А., Третьяков А. А. К вопросу индивидуализации тренировочного процесса пловцов-спринтеров высшей квалификации //Носков МС, Горелов АА, Третьяков АА Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – №. 1. – С. 18.
39. Носков М. С., Горелов А. А., Третьяков А. А. Оценка взаимосвязи пропорций тела с результатами высококвалифицированных пловцов //Научный журнал Дискурс. – 2017. – №. 2. – С. 73-78.
40. Прогноз спортивных достижений в плавании: учебное пособие/ В.Н. Гречанников. – Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2011, - 46 с.
41. Плавание: Учебник / Под ред. Платонова В.Н.– Киев: Олимпийская литература, 2000. – 493 с.
42. Рудокене Н.М. Эффективные методы силовой подготовки юных пловцов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1981-16 с.
43. Рыбина Я.В. Оценка перспективности юных пловцов с учетом соматической, функциональной зрелости, биологического возраста и половой дифференцировки: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1994-24 с
44. Серова Л. Профессиональный отбор в спорте. Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. – Litres, 2017
45. Сергиенко Л. П. Измерение и тестирование в спорте: плавание // Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2013. – №. 2. – С. 25-34.
46. Тимакова Т. С. Критерии и тенденции отбора в спорте высших достижений //Вестник спортивной науки. – 2013. – №. 5.
47. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [А.А. Литвинов, А.В. Козлов, Е.В. Ивченко и др.]; под ред. А.А. Литвинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.-272 с.
48. Филин В.П., Курилов В.Л. Корреляционная зависимость между силой различных мышечных групп у юных пловцов // Теория и практика физ. культуры. – 1969. – № 2. – С. 53-55
49. Филин В.П., Рубин B.C. Нагрузки и периодизация тренировочного процесса юных спортсменов на отдельных этапах многолетней подготовки в циклических видах спорта на выносливость. //Теория и практика физ. культ., – 1988. – № 12. -С. 21-23
50. Фомиченко Т.Г. Силовая и техническая подготовка пловцов в различных возрастных группах. – М.: ФОН, 1998. – 254 с.
51. Шинкарук О. А. Отбор спортсменов и ориентация их подготовки в процессе многолетнего совершенствования (на материале олимпийских видов спорта). – 2011.
52. Baquet G., Van-Praagh E., Berthoin S. Endurance training in young people. //Sports Medicine, 2003, 33. – С. 1127-1143
53. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной подготовки / Иссурин В.Б. – Советский спорт, 2010. – 284 с. – Спорт без границ.
54. Платонов В.Н. Плавание / Платонов В.Н. – Олимпийская литературы, 2000. – 496 с.
55. Зациорский В.М. Двигательные качества спортсменов: Автореф. Дис. Д-ра пед. наук. – М., 1969. – 72 с.
56. Макаренко Л.П. Юный пловец / Макаренко Л.П. – Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.
57. Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. доктора пед. наук. – Киев, 1996. – 50 с.
58. Иорданская Ф.А. Донозологические состояния у спортсменов и слабые звенья адаптации к мышечной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 10-18.
59. Иорданская Ф.А. Основные достижения и перспективы развития медико-биологического контроля за состоянием здоровья и функциональным состоянием высококвалифицированных спортсменов в процессе управления подготовкой - Теория и практика физической культуры, 1984, №11. – С. 16 - 18.
60. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание»: приказ министерства спорта РФ от 1 июня 2021 года №391 – URL: https://base.garant.ru/401439098.
61. М.Н. Кремлева. Методы отбора одарённых пловцов, применяемые советскими тренерами. – URL: http://www.offsport.ru/plavanie/metody-otbora-plovcov.shtml
Третья ступень отбора внимание уделяется различным составляющим специальной подготовленности, приобретённым в течение нескольких лет подготовки, а не малоизменяемым консервативным признакам. Оценка различных сторон физической подготовленности осуществляется с применением специальных тестов, которые специфичны для пловцов. Данные тесты выполняются на специальных тренажёрах как на суше, так и в воде. Техническая составляющая теперь оценивается не только визуально, а с помощью специальной аппаратуры, которая осуществляет точную регистрацию различных параметров гребковых движений. Личная мотивация на достижение высокого уровня мастерства спортсменов здесь также имеет важное значение, оценивая личностно-психологические качества. Учитываются сила воли и психологическая надёжность в условиях возрастающей напряжённости тренировочной работы и стресса, который присущ соревновательной деятельности. Уделяется серьёзное внимание умению спортсмена настраивать себя на мобилизацию своих сил на финише и активную соревновательную борьбу, психическую устойчивость при выполнении тренировок и, самое важное, демонстрацию лучших результатов в наиболее ответственных соревнованиях. Не прекращается и медицинский контроль, где уделяется внимание выявлению скрытых заболеваний и травм. Наличие небольших отклонений в состоянии здоровья может быть усугублено под воздействием возрастающих нагрузок на следующих этапах подготовки. Перспективность на данном этапе оценивается по результатам на соревновательных дистанциях, а более конкретно – возрастная динамика спортивных результатов. Благоприятной в данном случае считается динамика уменьшения времени. Например мальчик, будучи в возрасте 12 лет в вольном стиле плавания на дистанции 100 метров показал результат в 1 минуту и 0,3 секунды. В последующие года это время уменьшалось примерно на 2 секунды и к возрасту 15 лет этот же юноша показывает время в 54 секунды – следовательно, можно говорить о положительной динамике. Принципиально будет сопоставить достигнутые на данном этапе результаты с анализом подготовки спортсмена чтобы определить, какими усилиями они были обеспечены. Если речь идёт о высоком мастерстве в данной возрастной группе и при этом рекомендуемые тренировочные нагрузки не были превышены, можно говорить об перспективности этого пловца.