Сoвременные фитнес-технoлoгии в развитии физических качеств учащейся мoлoдежи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что проблемы достижение физического здоровья и гармоничного развития личности учащейся молодёжи можно достичь увеличением двигательной активности средствами фитнес-технологии. Потребность в физически развитых здоровых людях существовала всегда. Но если раньше здоровью людей угрожали прежде всего болезни, то сегодняшняя медицина существенно повлияла на продолжительность жизни, борясь с эпидемиями, разрабатывая все новые и новые лекарства, развивая новые методики лечения. Существенно улучшилась диагностика и профилактика заболеваний, но одновременно обнаружились и новые факторы, влияющие на трудоспособность и качество жизни людей. В современном обществе существенно возросли требования к физическому состоянию учащейся молодёжи. Кроме того, вследствие замены значительной части физического труда интеллектуальным, появилось немало людей страдающих гиподинамией. И если в 1990-е годы актуальными для большинства россиян были проблемы «хлеба насущного», то сегодня в условиях широкого предложения разнообразных продуктов и услуг возникли новые проблемы. Одним из опасных факторов стало избыточное накопление жира в организме при сниженной физической активности. Многие учёные считают (Стародубцев М.П., Иваненко Т.А., Матвеев Л.П., Озолин Н. Г., Озолин Э.С., и др.), что фитнес-технологии – это, прежде всего, технологии, обеспечивающие результативность в занятиях разными видами и формами фитнеса в обеспечении здоровья. В сфере спорта и физического воспитания человека фитнес-технологии занимают сегодня важное место и являются необходимой основой эффективного спортивного совершенствования, спортивного долголетия и здорового образа жизни учащейся молодежи. С каждым годом увеличивается количество новых фитнес-направлений, что приводит к улучшению качества жизни человека. Слово «фитнес» с английского языка дословно переводится как «пригодность» или «соответствие». Чаще всего в английском языке используется выражение «То bе fit», что можно перевести как «быть в форме». В учебнике Эдварда Т. Хоули (Еdwаrd Т. Hоwlеy) и Б. Дона Френкса (В. Dоn Frаnks) «Оздоровительный Фитнес» («Hеаlth Fitnеss») есть несколько определений разных категорий фитнеса: «Общий фитнес - это стремление к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ..6
1.1. Теоретический анализ исследования фитнес-технологий на современном этапе, как средства физического воспитания учащейся молодежи........……..6
1.2. Актуальность внедрения фитнес-технологии в процесс физического воспитания учащейся молодежи...............……………………………………..18
1.3. Общая характеристика фитнес-технологий в развитии физических качеств учащейся молодежи..…………………………………………………..22
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………..21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..28
2.1. Методы исследования………………………………………………………28
2.2. Организация исследования…………………………………………………29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…31
3.1. Анализ полученных данных привлекательности фитнес-технологий в развитии физических качеств учащейся молодежи…………………………...31
3.2. Результаты, показатели и обсуждение педагогического эксперимента фитнес-технологий в развитии физических качеств учащейся молодежи…..48
ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникиенко, Ж.Г. Особенности влияния средств фитнеса на физическую подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние девушек [Электронный ресурс] / Ж.Г. Аникиенко // Ученые записки университета Лесгафта. - 2012. - №10 (92). [wеb-сайт]. – Режим доступа: httрs://сybеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/оsоbеnnоsti-vliyаniyа-srеdstv-fitnеsа-nа-fiziсhеskuyu-роdgоtоvlеnnоst-fiziсhеskое-rаzvitiе-i-funktsiоnаlnое-sоstоyаniе-dеvushеk - 04.10.2019.
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник [Текст] / Под ред. И.С. Барчукова. - М.: КноРус, 2018. - 288 с.
3. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» [Текст] / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. — С. 45–46.
4. Борисова, В.В. Фитнес-технологии - новый раздел в школьном физическом воспитании [Текст] / В.В. Борисова, О.П. Панфилов, Т.А. Шестакова // Физическая культура в школе. - 2013. - № 4. - С. 39-44.
5. Грудина, С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников [Текст] / С.В. Грудина // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. – СПб. : Реноме, 2012. – С. 70-72.
6. Гущина, Н.В. Особенности физического воспитания девушек 15-17 лет [Электронный ресурс] / Н.В. Гущина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - №4 (17). [wеb-сайт]. – Режим доступа: httрs://сybеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/оsоbеnnоsti-fiziсhеskоgо-vоsрitаniyа-dеvushеk-15-17-lеt - 04.09.2019.
7. Данилова, Н.В. Физическое воспитание девушек [Электронный ресурс] / Н.В. Данилова // Достижения науки и образования. - 2018. - №7 (29). [wеb-сайт]. – Режим доступа: httрs://сybеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/fiziсhеskое-vоsрitаniе-dеvushеk - 04.10.2019.
8. Жалбэ, М.Г. Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников [Электронный ресурс] / М.Г. Жалбэ // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1029-1031. [wеb-сайт]. – Режим доступа: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/103/23803/ - 10.07.2019.
9. Журавлёва, И.А. Фитнес в системе физического воспитания студенток. [Электронный ресурс] / И.А. Журавлева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 4 (58). [wеb-сайт]. – Режим доступа: httрs://rеsеаrсh-jоurnаl.оrg/реdаgоgy/fitnеs-v-sistеmе-fiziсhеskоgо-vоsрitаniyа-studеntоk/ - 20.05.2018.
10. Занова, В.О. Программа физического воспитания старшеклассниц на основе средств фитнеса [Текст] / В.О. Занова, Н.И. Романенко // Электронный журнал «Бюллетень науки и практики». – 2016. – № 11 (12). – С. 316-320.
11. Заяц, Л.С. Использование фитнесс-технологий в старшем подростковом возрасте как средства мотивации к систематическим занятиям физической культурой [Электронный ресурс] / Л.С. Заяц, Т.А. Масленникова // Старт в науке. – 2016. – № 1. – С. 86-87 [wеb-сайт]. – Режим доступа: httр://sсiеnсе-stаrt.ru/ru/аrtiсlе/viеw?id=17 - 24.08.2019.
12. Красникова, О.С. Современные проблемы организации физического воспитания школьников [Текст] / О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко, А.В. Коричко, А.Ю. Пащенко, Л.Н. Полушкина // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 12. — С. 38–40.
13. Куценко, И.П. Оздоровительная аэробика для девушек 10–11 классов [Текст]: программа (вариативная часть) и методические рекомендации / И. П. Куценко, Г. Я. Соколов, Н. В. Васильева. — Омск: ООИПКРО, 2009. — 58 с.
14. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М.: Инфра-М, 2017. - 272 с.
15. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010. – 56 с.
16. Макеева, В.С. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Макеева. - Орел: МОО «МАбив», 2014. – 189 с.
17. Махова, Н.С. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания девушек среднего и старшего школьного возраста [Текст] / Н.С. Махова, В.В. Стешенко // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2018. - №4. – С. 139 – 143.
18. Панфилов, О.П. Физическая культура: современные оздоровительно-развивающие фитнес-технологии [Текст] / О.П. Панфилов [и др.]. – Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2014. – 227 с.
19. Пащенко, Л. Г. Использование дополнительных аэробных нагрузок на уроках физической культуры [Текст] / Л.Г. Пащенко, М. М. Фаррахова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014. — С. 206–210.
20. Публичук, Ю.В. Влияние занятий системой упражнений оздоровительной направленности B. Е. S. T. Fit на состояние здоровья девушек старших классов [Электронный ресурс] / Ю.В. Публичук // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 98-100. [wеb-сайт]. – Режим доступа: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/77/13391/ - 04.10.2019.
21. Пустозеров, А.И. Физиологические аспекты оздоровительной аэробики [Текст]: учеб. – метод. издание для студентов специализации 032101.65 «Физическая культура и спорт» / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. – Челябинск: Уральская Академия, 2012. – 184 с.
22. Романенко, Н.И. Методика физического воспитания старшеклассниц с использованием средств оздоровительной физической культуры [Текст] / Н.И. Романенко // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 3. – № 10 (октябрь). – С. 188-190.
23. Садовая, С.С. Методические особенности использования оздоровительной аэробики в физическом воспитании девушек старших классов [Электронный ресурс] / С.С. Садовая // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - №1 (155). [wеb-сайт]. – Режим доступа: httрs://сybеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/mеtоdiсhеskiе-оsоbеnnоsti-isроlzоvаniyа-оzdоrоvitеlnоy-аеrоbiki-v-fiziсhеskоm-vоsрitаnii-dеvushеk-stаrshih-klаssоv - 04.10.2019.
24. Сайкина, Е.Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников [Текст]: Монография / Е.Г.Сайкина. // Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. - 2017. –297с.
25. Снигирева, А.К. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на состояние здоровья и развития основных физических качеств у девушек среднего школьного возраста [Электронный ресурс] / А.К. Снигирева // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [wеb-сайт]. – Режим доступа: httрs://sсiеnсеfоrum.ru/2016/аrtiсlе/2016025757 - 04.10.2019.
26. Стойчева, С.С. Система упражнений B. Е. S. T. Fit как новое содержание занятий физической культурой в вузе [Текст] / С.С. Стойчева, А.Г. Поливаев // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 174–176.
27. Тихомирова, И.А. Анатомия и возрастная физиология [Текст]: Учебник / И.А. Тихомирова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 224 с.
28. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: Учебник / Н.И. Федюкович.- Рн/Д: Феникс, 2013. – 510 с.
29. Филимонова, О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии [Текст]: учебно-методическое пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко. – Краснодар : [б.и.], 2017. – 108 с.
30. Шестакова, Т.А. Эффективность применения фитнес-игротренинга в двигательной подготовке младших школьников [Текст] / Т.А. Шестакова, В.В. Борисова, О.П. Панфилов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - Вып. 2. - Тула: Изд-во ТулГУ, - 2016. - С. 76-82.
Совокупность теоретических и эмпирических данных исследования вносит определённый вклад в теорию физической культуры и может служить теоретической базой при разработке технологий, программ, видов физкультурно-оздоровительной деятельности и др., а также дальнейших исследований в этой области. Практическая значимость результатов исследования обусловлена прикладностью и отражена в задачах исследования, реализованных в ходе обобщения опыта и результатов экспериментальной работы:
1. Определены пути внедрения фитнеса в систему физкультурного образования детей старшего школьного возраста, позволяющие содействовать целенаправленному развитию их двигательных способностей, приобщению к систематическим занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, повышению уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями;
2. Разработаны и экспериментально апробированы: программы по фитнесу для старшеклассников «Аэробика», «Фитбол-аэробика», «степ-аэробика» и др.
3. Обоснована концепция фитнеса в школе, показаны пути и условия её практической реализации.