Специфика пейзажа в повестях Н.М. Карамзина (материалы к изучению в школе)
ВВЕДЕНИЕ
Пейзаж в художественном произведении – это средство, которое позволяет выразить представление человека о мире и самом себе. Художественные образы природы всегда насыщены философским и нравственным смыслом, они отражают картину мира, определяющую отношение человека ко всему вокруг. Творчество Н.М. Карамзина довольно часто становится предметом изучения в различных аспектах в литературоведении. Его литературное наследие огромно. Многообразное по содержанию, жанрам и форме, оно запечатлело сложный и трудный путь развития писателя. Дискуссионной становится проблема метода, в котором работал Карамзин. Был ли Карамзин сентименталистом до конца своей творчества? Ф.З. Канунова отвечает на этот вопрос так: «Значение Карамзина-писателя <…> нужно видеть не в том, что он порывает с эстетикой сентиментализма, а в том, что он создает и совершенствует ее» [Канунова 1969: 23]. Однако ряд литературоведов выделяют в русской литературе рубежа XVIII-XIX веков такое специфическое явление как предромантизм (преромантизм). Объектом анализа в подобных работах становится поздняя проза Карамзина.Вопросу о специфике творческого метода повести "Марфа Посадница" посвящена работа Ж.Ф. Флоринской. С ее точки зрения, здесь Карамзин выступает менее всего как сентименталист, хотя, несомненно, некоторая дань этому направлению в повести отдана [Флоринская 1969: 299]. А вот П. А. Орлов не столь категоричен, он считает, что в поздней прозе Карамзина, есть только предпосылки романтического метода: «В повестях "Остров Борнгольм" и "Сиерра-Морена", оставаясь просветителем, Карамзин лишь приблизился к романтизму» [Орлов 1977: 234]. Синтезирующей является позиция В.Ю. Троицкого. По его мысли, поздние произведения Карамзина оказываются своего рода связующим звеном между сентиментализмом и романтизмом: «На стыке этих двух литературных движений возникает повесть Карамзина "Наталья, боярская дочь". В ней предромантический интерес к отечественной истории "сошелся" в творческом воображении Карамзина с сентименталистским интересом к внутреннему миру человека. Две повести "Остров Борнгольм" и "Сиерра-Морена" написаны совершенно в ином романтическом ключе. Здесь на первый план выдвигается изображение неизвестных сентиментализму страстей и "ужасных" происшествий, резко противоположных по своему характеру "наивной" интриги сентиментальных произведений» [Троицкий 1985: 68].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………5
1.1 Понятие «пейзаж» в литературоведении………….…………………….….5
1.2 Основные функции пейзажа…………………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕЙЗАЖА В РАННИХ ПОВЕСТЯХ Н. М. КАРАМЗИНА……………………………………………………...…………….14
2.1. Анализ пейзажа в ранней повести «Евгений и Юлия»…………..……….15
2.2. Анализ пейзажа в ранней повести «Бедная Лиза»…………………..……19
2.3. Анализ пейзажа в исторической повети «Наталья, боярская дочь»……..23
2.4. Анализ пейзажа в исторической повети «Марфа-посадница, или покорение Новгорода»……………………………………………………..……29
2.5. Анализ пейзажа в таинственной повести «Остров Борнгольм»…………33
2.6. Анализ пейзажа в таинственной повести «Сиерра-Морена»………….…37
2.7. Анализ пейзажа в повести «Юлия»……..…………………………………40
2.8. Анализ пейзажа в неоконченном романе «Рыцарь нашего времени»…...42
Заключение
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берков, П.Н. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. — В кн.: Н. М. Карамзин, Избранные сочинения, т. I, изд. «Худ. литература», М.—Л., 1964, С. 39 и 40.
2. Благой Д. Д.. История русской литературы XVIII века. Учпедгиз М„ 1946, стр. 400; ср.: 3-е изд., Учпедгиз, М., 1955, С. 535.
3. Вацуро, В.Э. Готический роман в России М.: «Новое литературное обозрение», 2002, С. 544
4. Галанов, Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь [Текст] / Б.Е. Галанов. –М: Советский писатель, 1974. –343 с.
5. Гостева, Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XX1 вв.: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.04. Барнаул, 2007.
6. Гринфельд Т.Я. Чувство природы и пейзаж // Чувство природы в русской литературе: моногр. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1995. С 43–51.
7. Гуковский Г. А. 1) Русская литература XVIII в. Учпедгиз, М. 1939, стр. 509. 2) Карамзин. — В кн.: История русской литературы в 10 то¬мах, т. V,М.—Л., 1941, С. 81.
8. Гуковский, Г. А. Карамзин [Текст] / Г. А. Гуковский//История русской литературы : в 10 т. / гл. ред. П. Н. Лебедев-Полянский. –М.: АН СССР, 1947. –Т. 5. –С. 55-105
9. Гурленова, Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов [Текст] / Л. В. Гурленова. –Сыктывкар, 1998.–179 с.
10. Есин, А.Б Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст] / А.Б. Есин. –3-е изд. –М.: Флинта, Наука, 2000.– 248 с.
11. Западов В. Н. М. Карамзин. — В кн.: Русская проза ХѴШ век,., т. II. Гослитиздат, М.—Л., 1950, 228 с.
12. Карамзин, Н. М. Бедная Лиза. 1789. [эл. ссылка]: https://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit/01text/vol1/02stories/02.htm
13. Карамзин, Н. М. Евгений и Юлия. Русская сентиментальная повесть. –М, 1976. [эл. ссылка]: https://readli.net/chitat-online/?b=444009&pg=1
14. Карамзин, Н.М. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л.: Художественная литература, 1964. Т. 1, С. 810.
15. Карамзин, Н.М. Юлия. [Электронный ресурс]: URL: https://knijky.ru/books/yuliya
16. Крупчанов, Л.М. Теория литературы: учебник / Л.М. Крупчанов. –М, 2012.–360 с.
17. Кудреватых А.Н. Эволюция психологизма в прозе Н.М. Карамзина: учебное пособие для студентов Института филологии, культурологи и межкультурной коммуникации /Кудреватых А.Н.; ФГБОУ «УрГПУ». –Екатеринбург, 2015. С. 164
18. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М. : Интелвак, 2003. – 1596 стб.
19. Никольский, В.А. Природа и человек в литературе XIX века (50-60-е годы) [Текст] / В.А. Никольский. –Калинин, 1973.–226 с.
20. Павлович, С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы / С. Э. Павлович. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1974. – 225 с.
21. Пигарев, К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIXв. [Текст] / К.В.Пигарев. –М., 1972.–125 с.
22. Поспелов, Г.Н., Николаев, П.А., Волков, И.Ф. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов / под ред. Г.Н. Поспелова. –М.: Высшая школа, 1988. –528 с.
23. Себина, Е.И. Пейзаж Текст. / Е.И. Себина // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000. – 360 с.
24. Старчесвкий А.В. Николай Михайлович Карамзин. СПб., 1849. 310 с.
25. Стасевич, В. Н. Пейзаж. Картина и действительность [Текст] / В.Н. Стасевич. –М: Просвещение, 1978. –176 с.
26. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М.: «Просвещение». - 1974. - С. 509.
27. Хализев, В. Е. Теория литературы: учебник [Текст] / В. Е. Хализев. –4-е изд., испр. и доп. –М: Высшая школа, 2004. –405 с.
28. Шеллинг Ф.В. философия искусства. М.: Мысль, 1966.-496с.
29. Энциклопедичсекий словарь. [Электронный ресурс]: URL: https://slovar.cc/enc/slovarik/1809114.html
30. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии [Текст] / М.Н. Эпштейн. –М.; Высшая школа, 1990. –303 с.
Коснемся сюжета самого произведения. Главная героиня любит своего жениха, который недавно погиб. Эльвира поклялась ему в вечной любви, и не хочет нарушать данную клятву. Повяляется молодой путшественник, который влюбляется в нее с первого взгляда. Спястя долгое время и множество ухаживания, Эльвира сдается и нарушает данную ранее клятву и решает выйти замуж за путешественника. Во время свадьбы Эльвиры выясняется, что Алонзо не погиб, и в порыве злости и обиды убивает себя. Героиня считает, что это возмездие за ее преступную страсть. Карамзина интересуют необычные, неожиданные повороты в жизни героев. Новеллистическая острота, напряженность описаны автором. Непредсказуемость чувств показывает взаимосвязь персонажей и таинственных, "роковых" сил, которые они не в состоянии познать и которые ведут героев повести к гибели. «Сиерра Морена» построена на мотивах будь севера и старых замков, на мотивах шотландских баллад и испанского местного колорита. Мотивы солнечного Юга, жарких и неудержимых страстей и захватывающих пейзажей оперной Испании взяты здесь один за другим. История трагична, но ее задача - увлечь захватывающим круговоротом безумной страсти. Мы чувствуем эту атмосферу с самого начала: «В цветущей Андалузии, там, где шумят гордые пальмы, где благоухают миртовые рощи, где величественный Гвадалквивир катит медленно свои волны, где возвышается розмарином увенчанная Сиерра-Морена, - там увидел я Прекрасную, когда она в унынии, в горести, стояла подле Алонзова памятника, опершись на него лилейною рукой своею; луч утреннего солнца позлащал белую урну и возвышал трогательные прелести нежной Эльвиры; ее русые волосы, рассыпаясь по плечам, падали на черный мрамор» [Карамзин 1964: 674].