Совершенствование управления благоустройством и озеленением территории в регионе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального образования. В данной сфере создаются те условия для населения, обеспечивающие высокий уровень жизни населения, что также способствует и созданию условий для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. Несомненным является тот факт, что во всех развитых странах мира экологическая ситуация, складывающаяся в городах, а особенно в столицах, является предметом особого внимания официальных властей всех уровней, политических партий и общественных движений, средств массовой информации и широких слоев населения. Экологическая ситуация городов - «зеркало», в котором отражается уровень социально-экономического развития страны, поэтому не случайно информация об экологической ситуации в развитых странах общедоступна и занимает одно из ведущих мест в политической и общественной жизни общества. При выполнении комплекса мероприятий необходимо значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). В настоящее время назревает потребность в системном решении проблемы благоустройства и озеленения территории муниципального образования. Благоустройство и озеленение территории муниципального образования включает в себя совокупность программ и планов, составные части которых имеют между собой тесные связи. В этом аспекте комплексное благоустройство означает разработку и реализацию той совокупности мероприятий, которые направлены на создание и развитие эстетичности и социально-экологической организованной городской среды. Важными составляющими частями данной среды выступают приведение в порядок дворовых фасадов зданий; архитектурно-планировочную организацию территории; реконструкцию; освещение территорий, зданий, сооружений, зеленых насаждений; размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна; размещение рекламы, элементов визуальной коммуникации и информации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственного и муниципального управления благоустройством и озеленением территории в регионе 8
1.1 Благоустройство и озеленение территории как объект управления 8
1.2 Нормативно-правовые основы управления благоустройством и озеленением территории........................................................................................15
1.3 Благоустройство и озеленение территории как государственная политика......................................................................................................................21
Вывод по главе 1 27
ГЛАВА 2. Анализ системы управления благоустройством и озеленением территории в Московской области 28
2.1 Экологическая характеристика Московской области 28
2.2 Система управления благоустройством и озеленением территории на примере городского округа Котельники в Московской области 31
2.3 Основные проблемы в сфере управления благоустройством и озеленением территории на примере городского округа Котельники в Московской области 43
Вывод по главе II 51
ГЛАВА 3. Совершенствование управления благоустройством и озеленением территории на примере городского округа Котельники в Московской области в современных условиях 53
3.1. Практические рекомендации по совершенствованию управления благоустройством и озеленением территории на примере городского округа Котельники 53
3.2 Оценка эффективности предлагаемых практических мероприятий по совершенствованию управления благоустройством и озеленением территории на примере городского округа Котельники 66
Вывод по главе III 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 № 263-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (в ред. от 21.10.2011 № 288-ФЗ)). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2004 №190 – ФЗ (в ред. от 21.07.2011 № 257 – ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 № 248 – ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Учебная и научная литература:
6. Байнова М. С. Городское территориальное планирование как объект управления на муниципальном уровне //Материалы Афанасьевских чтений. – 2018. – Т. 1. – №. 13. – С. 182-186.
7. Балынин И. В. Практика использования инструмента самообложения граждан при формировании доходов местных бюджетов //Финансы и управление. – 2019. – №. 2. – С. 53-62.
8. Бутова Т. В., Свиридова Е. С. Особенности управления благоустройством территории муниципального образования // Актуальные проблемы развития науки и образования. – 2019. – С. 98-100.
9. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития //Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2019. – №. 4. – С. 94-103.
10. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти // Власть. – 2020. – №. 12.
11. Васильев В. И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. – 2018. – №. 3 (231).
12. Васильев В. Муниципальное право России. – Litres, 2018.
13. Ворошилов Н. В., Губанова Е. С. Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований Московской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – №. 6 (36).
14. Гладов А. В. Озеленение как фактор повышения благоустройства города (на примере городского округа Котельники) – 2019. – №. 2 (124).
15. Городнова Н. В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – №. 5 (404).
16. Евстратова Т. А. Территориальное общественное самоуправление в решении вопросов местного значения //Социальная политика и социология. – 2018. – №. 2-1. – С. 23-29.
17. Емельянова Е. Е. Инвестиционная политика муниципальных органов власти в регионах Севера: возможности и направления реализации // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2019. – №. 5-С. – С. 22-29.
18. Еремин С. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью. Учебное пособие. – Litres, 2018.
19. Заболотских Е. М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления. 2-е издание. – «Издательство» «Проспект», 2019.
20. Зимин В. А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населениеми общественными организациями. – Scientific magazine» Kontsep, 2020.
21. Ильина И. Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2021. – №. 5 (164).
22. Ильиных А. В. Реформа местного самоуправления в действии: от территориальных преобразований к изменению организационно-правовых основ // Социум и власть. – 2018. – №. 2 (52).
23. Кабанова Е. Е. Роль местного самоуправления в развитии туристической привлекательности муниципального образования // Материалы Афанасьевских чтений. – 2018. – Т. 1. – №. 13. – С. 191-194.
24. Кириллова А. Н., Манухина О. А. Система управления градообслуживающей сферой города // Недвижимость: экономика, управление. – 2019. – №. 3. – С. 48-53.
25. Кожевников С. А. Комплексная оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – Т. 6. – №. 30. – С. 224.
26. Кокотов А. Муниципальное право России. – Litres, 2018.
27. Крупко А. Э. Проблемы устойчивого развития муниципальных образований России // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2020. – №. 8. – С. 17-22.
28. Лоншакова Д., Шевелева Н. А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением в решении вопросов развития муниципального образования – 2018. – №. 3. – С. 103-106.
29. Лыскова Н. А. Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность // Инновационная наука. – 2019. – №. 2-2 (14).
30. Ляхов В. П. Территориальное общественное самоуправление в регионах России в условиях реформирования системы местного самоуправления: достижения и риски имитации // Власть. – 2019. – №. 2.
31. Манухина Л. А. Методика обоснования вариантов возведения жилищной недвижимости с обустройством территории для различных слоев населения // Автореферат дис. канд. экон. наук. – 2020. – Т. 8. – №. 05.
32. Минаев Н. Н. и др. Использование инструментов индикативного управления при разработке программ развития жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – №. 32.
33. Миронова Е. М., Сеничева Л. В. Благоустройство территории муниципального образования: проблемы и перспективы развития (на примере города Мценска Орловской области) // Новое поколение. – 2019. – №. 8. – С. 108-111.
34. Мусинова Н. Н. Местное самоуправление в Москве: модели и эволюция // Управленческие науки. – 2021. – №. 1 (6).
35. Потапова Е. В., Зелинская Е. В. Функциональное зонирование территории городов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2019. – №. 7 (90).
36. Пясецкая Е. Н. Факторы формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. – 2018. – №. 1.
37. Рагулина Ю. В., Лебедев Н. А., Попов А. С. Направления деятельности органов местного самоуправления в г. Москве // Актуальные проблемы экономики. – 2018. – №. 10. – С. 438-445.
38. Ряжапов Н. Х. Этапы преобразования местного самоуправления в Москве // Власть. – 2019. – №. 5.
39. Рязанцева Ю. С. Проблемы развития муниципального управления в городах федерального значения в России // Материалы Ивановских чтений. – 2020. – №. 3. – С. 179-186.
40. Свиридова Е. С., Скопинский А. И. Система управления благоустройством территории муниципального образования // Научные записки молодых исследователей. – 2019. – №. 5.
41. Сергиенко Н. С., Суслякова О. Н. Инициативное бюджетирование в бюджетном процессе на местном уровне // In the World of Scientific Discoveries/V Mire Nauchnykh Otkrytiy. – 2020. – Т. 67.
42. Силина Т. Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности // Фундаментальные исследования. – 2018. – №. 9-5.
43. Соловьев С. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. – Litres, 2018.
44. Старицына И. А., Вашукевич Н. В., Старицына Н. А. Проблемы развития сельскохозяйственных территорий Московской области // Островские чтения. – 2019. – №. 1. – С. 557-564.
45. Стефанский Я. В., Вараксин Г. С. Особенности озеленения территории города Москва. – 2018. – №. 9.
46. Упоров И. В., Старков О. В. Муниципальное право Российской Федерации // Москва. – 2019. – С. 204.
47. Уржа О. А. Социальная активность населения муниципальных образований: факторы и условия // Социальная политика и социология. – 2019. – №. 2-1. – С. 7-22.
48. Уфимцева Е. В. Исследование инфраструктуры городского хозяйства в аспекте территориальных социально-экономических процессов // Экономическое возрождение России. – 2020. – №. 2. – С. 85.
49. Фролова Е. В. Модернизация социальной инфраструктуры муниципальных образований в Российской Федерации. автореферат дис… доктора социологических наук: 22.00. 08 / Институт социально-политических исследований Российской академии наук. Москва, 2019 // Москва. – 2014.
50. Фролова Е. В. Ресурсы модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2020. – №. 1.
51. Шевандрин А. В., Калинина В. В. Анализ взаимосвязи эффективности системы управления и социально-экономического развития муниципальных образований // Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. – №. 40.
52. Шеина С. Г., Хамавова А. А., Исматулаева Н. А. Комфортная среда жизнедеятельности: новые стандарты устойчивого развития сельских территорий // Инженерный вестник Дона. – 2020. – Т. 37. – №. 3.
53. Широков А. Н., Юркова С. Н. Муниципальное управление. Учебник. – «Издательство «Проспект», 2019.
54. Шкарлет А. А. Роль муниципалитета и работников бюджетной сферы в развитии территориального общественного самоуправления // Управление городом: теория и практика. – 2020. – №. 2. – С. 29-30.
55. Юматов А. С., Комаров Н. А. Модель оценки основных направлений развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на современном этапе // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – №. 1. – С. 115-121.
Интернет-источники:
56. О благоустройстве парков и скверов МО г. Котельники. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kotelniki.ru/ . Открытые данные. Официальный сайт Муниципального образования Котельники [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kotelniki.ru/
58. Проектный офис Московской области. Официальный сайт правительства Московской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kotelniki.omsu.inlite.ru/structure/oadm
Поэтому наиболее рациональным решением будет строительство междворовой автостянки, то есть одна такая парковка будет размещать на своей территории автомобили с нескольких дворов. Необходимо, чтобы количество парковочных мест соответствовало количеству квартир, как минимум. Сейчас все более обычной становится ситуация, когда на одну семью приходится больше, чем один автомобиль, продолжение такой тенденции чревато тем, что планируемое количество мест для хранения автомобилей будет не хватать постоянно, и дворовая территория вынужденно будет превращаться в автомобильную стоянку. По моему мнению, поощрение неконтролируемого увеличения автомобилей недопустимо, так как это приводит к некоторым проблемам. Также считаю, что контролировать этот процесс вполне возможно. В первую очередь, необходимым условием функционирования парковки должно быть соблюдение принципа «Одна квартира - одно парковочное место», второе парковочное место может быть выкуплено или арендовано у собственника, которому оно не нужно. Также необходимо запретить соответствующим нормативным документом хранение автомобиля вне парковки, на территории жилого двора более определенного количества часов, например, более 10 часов. Нарушение этого правила должно влечь за собой уплату штрафа. Контролировать это могут сами жители - обнаружив нарушение, житель может сообщить в соответствующий орган. Все денежные средства, поступающие от уплаты штрафов, должны полностью тратиться на увеличение парковочной площади и на ремонт внутридворовых дорог. Такая ситуация может немного отбить охоту жильцов приобретать дополнительные автомобили в семью, либо вынуждать хранить свои автомобили на нейтральных парковках, не относящихся к данному жилому двору. Таким образом, территория двора будет более свободна. Также в рамках сдерживания неконтролируемого прироста автомобилей на территории одного двора, необходимо проводить, так называемую, фискальную политику на местном уровне, а именно воздействовать на поведение горожан в данном вопросе через налоги.