Профессиональные предпочтения юношей и девушек, обучающихся в 9-11 классах
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что выбор своей будущей профессии- это один из самых важных шагов, которое предпримут будущие выпускники. Как правило, в то время как они выбирают свою будущую карьеру, они полагаются не на собственные способности и стремления, а так же на потребности в профессиях рынка труда, а на то, как та или иная профессия используется в обществе. На данный момент в самых разных видах профессиональной деятельности, важно правильное позиционирование школьников. Необходимо оказывать школьникам квалифицированную помощь, чтобы они смогли принять правильное решение, помочь им определиться с будущей профессией и раскрыть их потенциал в самых разных видах деятельности, для того, чтобы в будущем они не сталкивались с трудностями при трудоустройстве на работу. Именно поэтому, профессиональное самоопределение- это непростой и многозначительный шаг, не только в жизни подростков, но и в жизни каждого человека. [36] Профессиональное самоопределение- это определение человеком себя самого относительно профессиональных стандартов, которые сформированы в социуме.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения школьников 8
1.1 Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике 8
1.2 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения школьников 15
1.3 Основные подходы, формы, методы и приемы профессионального самоопределения учащихся 20
1.4 Влияния гендерных особенностей на профессиональное самоопределение обучающихся в 9-11 классах. 22
Глава 2. Организация и методы исследования 25
2.1 Методические принципы исследования 25
2.2 Организация и планирование исследования 26
2.3 Математические методы 26
2.4 Характеристика выборки исследования 26
2.5 Методы и методики исследования 27
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование профессионального самоопределения обучающихся 9-11 классов 31
3.1 Результаты исследования профессиональных предпочтений девушек обучающихся в 9-11 классах 31
3.2 Результаты исследования профессиональных предпочтений юношей обучающихся в 9-11 классах 37
3.3 Сравнительный и корреляционный анализ результатов методик 44
Практические рекомендации 56
Выводы 57
Заключение 61
Список литературы 63
Список литературы
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. - 345 с.
2. Бутовская М.Л. Антропология пола [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elementy.ru/lib/432080?page_design=print
3. Бухнер Н. Ю. Типы профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края (опыт социологического исследования студентов АлтГТУ): автореферат диссерт. на соискание ученой степени кандидата социол. наук. Барнаул, 2008. С 9
4. Верзилин, Н.М., Корсунская, В.М. Общая методика преподавания биологии. учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1996.
5. Воронин, А.Т., Маш, Р.Т. Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психологии. / А.Т. Воронин, Р.Т. Маш. - М.: Просвещение, 1982.
6. Воронцов Д.В. Гендерная социализация // Гендерная психология: хрестоматия / сост. Е. Е. Ли.
7. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. — 2006. — № 4. -. С. 102.
8. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: - Воспитательная концепция профессиональной ориентации. / А.Е. Голомшток. - М.: 1979.
9. Горностаева, З.Я. Проблема профессиональной консультации в школе. / З. Я. Горностаева. - М.: Открыт. школа. – 1998. - №2.
10. Деревцова А.Б. Профессиональная направленность старшеклассников с различной гендерной принадлежностью // Молодой ученый. -2015. - № 3. - С. 895-898.
11. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. – 112 с.
12. Драгунова, Т.В. Подросток. / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1988.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. / Э.Ф.Зеер. - М., Воронеж, 2003. - 479 с.
14. Зыбина Л.Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъектности // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. - Новосибирск: СибАК, 2011.
15. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2016. – 432 с.
16. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990.
17. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
18. Колесников, Н.А. Профориентация и предпрофильная подготовка. / Н.А. Колесников. – М.: Народное образование, 2004. № 1.
19. Кон И.С. Отношение к труду и выбор профессии.
20. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175с.
21. Кричевский, В.Ю. Как построить профильную школу. / В.Ю. Кричевский. - М.: Просвещение, 2005.
22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
23. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. - Минск: Соврем. Слово, 2006. - 544с.
24. Левиева, С.Н. Мир профессий. / С.Н. Левиева. - М.: Молодая гвардия, 1985.
25. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - М. : Рефлбук; К. : Ваклер, 1997. - 300 с.
26. Матусевич В.А., Оссовский В.Л. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев: Наукова думка, 1982. С 54-100
27. Мерзлякова С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных: учеб. пособие. – Астрахань: Color, 2015. – 84 с.
28. Милакова В. В.Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов профессий социономического типа: автореферат диссерт. на соискание ученой степени кандидата психол. наук. Астрахань, 2007 С. 18
29. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — 352 с.
30. Практикум по психодиагностике: Прикладная психодиагностика / И.Ю.Белякова [и др.] - М.:МГУ, 1992. - 148 с.
31. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 412 с.
32. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2000.
33. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 400 с.
34. Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005.-312 с.
35. Социология: Энциклопедия /Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др. Минск: Книжный Дом, 2003. С 815.
36. Старостенкова, Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов / Т.А. Старостенкова // Инновации в образовании. - 2006. - № 2. - С. 108-118.
37. Чистякова С.Н., Захаров Профессиональные ориентации школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987.С. 51
38. Шавир П.А. О некоторых методологических аспектах проблемы профессионального самоопределения // Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1974, с. 63-76.
Современная гендерная теория основывается на идее, что не важны биологические или физические особенности различия между мужским полом и женским, а особую важность имеет культурное и социальное значение, которое им придает социум. Общество является одним из основных факторов на выбор будущей профессии (традиции, стереотипы, социальные нормы). Д.В.Воронцов установил гендерные стереотипы как устойчивые и общепринятые мнения общество о месте, а так же, ролей которые исполняют представители того или иного гендера в данном обществе. [6] Эти стереотипы могут отрицательно влиять на профессиональное самоопределение у учеников школы, дезориентировать, выступать неким «барьером» в развитии подрастающего поколения, так как, в том случаи если их личностные качества (склонности, интересы, направленность) противоречат принятым в обществе гендерным ролям. Исследования А.Б.Деревцова указывает на то, что у юношей доминирует, как правило, профессионально-деятельностный аспект, в то время как у девушек социально-психологический аспект. Так же, в процессе взросления у женщин снижается мотивация, а у мужчин наоборот возрастает. Это связано с тем, что женщины, зачастую, стремятся продолжить свои традиционные гендерные роли, такие как: воспитание детей, внуков. [10]