Формирование познавательного интереса обучающихся 7-9 классов при решении занимательных математических задач
Введение
Как известно процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются его отношения с окружающими условиями, его интересы. Познавательный интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности. Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятные, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему. Является предметом его познавательной или трудовой деятельности. У него возникают положительные эмоции. Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной, и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Познавательный интерес 5
§1.1 Что такое познавательный интерес 5
§1.2 Мотивы. Категории мотивов учения и их особенности у детей разных возрастов 8
Глава 2. Как развить познавательный интерес к математике у детей 7-9 класса 11
§2.1 Основные способы 11
§2.2 Решение занимательных задач 15
Заключение 20
Список литературы 21
Список литературы
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2019. - 304 с.
2. Лернер И. Я. Процессы обучения и его закономерности. - М.: Знание, 2019.
3. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 2019.
4. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 2019.
5. Корсунская В. М. Как преподавать общую биологию: Методическое пособие для учителей. -М., 2018.
6. Падалко Н. В., Федорова В. Н, Шапошников Н. И. Методика обучения ботаники. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Педагогика, 2018.
8. Бабанский Ю. А. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 2018.
9. Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса к ботанике. - М.: Педагогика, 2016.
10. Синельникова И. Д. Возбуждение познавательных интересов и управление ими в преподавании зоологии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Л., 2019.
11. Божович Л. И. Познавательный интерес и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. - 2015.- № 73. - С. 12.
12. Морозова Н. Г. Структура деятельности, вызывающей интерес к формирующей эмоционально-познавательную направленность личности // Проблема деятельности в советской психологии: Сб. науч. трудов. - М., 2019.
13. Куликова В.А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) / В.А. Куликова // Образование и наука. -2019. - № 6. - С. 132-142.
14. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие - авт.-сост. Н.Э Касаткина, Т.К. Градусова и др. -Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2019. - 184 с.
В мире накоплено учеными большое количество методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса. Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательный интерес обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Активные методы обучения обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. С помощью активных методов обучения можно сформировать устойчивый познавательный интерес. Их следует не только систематизировать, но и дозировать применение в учебном процессе. Одним из приемов, входящих в метод активного обучения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Это способствует повышению интереса к учению. Анализ отрывков из художественной литературы. Ситуация занимательности вызывает эмоциональные переживания путем применения приема удивления, которые вызывают глубокие эмоциональные переживания у учеников к предмету. Это так же положительно влияет на формирования познавательного интереса. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя.