Социально-психологические факторы развития ксенофобии у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Процесс социального расслоения, нивелировка традиционных ценностей и идеалов, рост социальной и межэтнической напряженности в российском обществе являются питательной средой для развития ксенофобии. Многочисленные исследования, связанные с мониторингом толерантности и ксенофобии, констатировали, что наименее толерантная и наиболее склонная к ксенофобическим установкам часть общества – подростки и молодежь. Именно в этот период закладываются основы ксенофобического мышления. Предубеждения появляются еще в детском возрасте: малыш понимает различия в цвете кожи, гордится или страдает от этого. В подростковом возрасте приобретаются стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах, по отношению к которым оправдывается и обосновывается ненависть. Обучение в школе является важным этапом развития человека, которое осуществляется в процессе учебной и внеурочной деятельности. У ребенка в школьной среде должны формироваться психологические способности для решения жизненных задач, одной из которой является развитие толерантности. Школьное обучение складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, что увеличивает требования не только к психофизиологической конституции учащегося или его интеллектуальным возможностям, но и к социально-психологическому уровню личности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1 Психологическая характеристика и особенности выделения подросткового периода в психологии 6
1.2 Значение возрастных особенностей в изменении поведения и формировании личности подростка 12
1.3 Социально-психологические особенности формирования ксенофобских установок у подростков 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАЗВИТИЯ КСЕНОФОБИИ У ПОДРОСТКОВ 32
2.1 Организация исследования особенностей проявления ксенофобии и ее причин у подростков 32
2.2 Анализ и описание результатов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
Учебники, монографии, диссертации, статьи
2. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи //[Текст]: Л.А. Апанасюк, Балтийский гуманитарный журнал. – Калининград. – 2013. - №2. – С. 5-10.
3. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: //[Текст] Л.А. Апанасюк, монография. – Международный научный журнал «Символ науки». - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. – 528 с.
4. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // [Текст] Л.А.Апанасюк, Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – № 2 (24). – С. 383-388.
5. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социальнокультурной деятельности //[Текст] Л.А.Апанасюк, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 12 (116). – С. 153- 157.
6. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. – С.
7. Большой энциклопедический словарь [Текст]: словарь. - М.: АСТ, 2003. - 1213 с.
8. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 1008 с. – С. 516.
10. Дозорцева Е.Г. Ксенофобия: проблема детей и взрослых // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде. Сб. научн. тезисов. М., 2019.
11. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы преступлений ненависти // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде. Сб. научн. тезисов. М., 2019.
12. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196.
13. Кельберг А.А. Ксенофобия как социально-психологический феномен //[Текст]: А.А.Кельберг, Вестник СПбГУ, 2012. - № 18. – С. 44-48.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 96.
15. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. – М.: АСТ, 2013. – 225 с. – С. 127.
16. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
17. Мандель, Б.Р. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
18. Махов Ф.С. Кого мы растим? М.: Профиздат, 2014. – С. 105
19. Мешкова Н.В. Ситуативные и личностные особенности межгрупповой предубежденности: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. М., 2019.
20. Минина К.В. Нарушение социализации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – №10. – С. 116
21. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособ. для вузов. М.: Фаир-Пресс, 2019. – С. 122.
22. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 608 с.
23. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации: методические рекомендации для работников правоохранительных органов. - М.: Просвещение, 2003. – 84 с.
24. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) [Текст]: учебник / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2012. - 320 с.
25. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2016.Столяренко, Л.Д. Психология общения [Текст]: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
26. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
27. Шадриков, В.Д. Общая психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
28. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.
29. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. № 4.
30. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The authoritarian personality. N.Y., 1950.
Интернет – ресурсы
31. Гуреева И.В. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа, 2013 // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/624309/ (дата обращения: 27.03.2022)
32. Меджидова С.М. Социально-психологическая типология, учитывающая влияние культуры на личность. Электронная версия: http://psychology.az/tip_culture.php. (дата обращения: 27.03.2022)
33. Fiore I. The Psychological Dynamics тhat Make People Xenophobic. 2008. Электронная версия: http://www.rivistadipsicologiaclinica.it/english/number3_08/Fiore.htm. (дата обращения: 27.03.2022)
34. Nesdale D. Social identity and ethnic prejudice in children. 1999. Электронная версия: http://www.vtpu.org.au/docs/crc/drewnesdale.pdf. (дата обращения: 27.03.2022)
В отечественных исследованиях развитие предубеждения рассматривают как онтогенез альтернативы «мы – они» . Так, категория «мы» для детей в возрасте от 5 до 15 лет выступает аутентичной точкой отсчета. В дошкольном возрасте в нее попадает все известное, знакомое, испытанное, причем объекты «мы» окрашены не только позитивно, но и негативно. «Они» ⎼ это весь остальной незнакомый мир, про который дошкольнику трудно сказать что-то конкретное и эмоционально определенное. По мере расширения «известной» части мира некоторые объекты из «они» переходят в «мы», категория «мы» увеличивается, включая в себя все новое, с чем ребенок сталкивается в процессе познания мира. Расширение категории «мы» продолжается на протяжении младшего и среднего школьного возраста. Именно в этом возрасте категории «мы» и «они» начинают приобретать когнитивную структурированность и эмоциональную определенность: категории содержательно наполнены и уже эмоционально противопоставлены друг другу: «мы» главным образом окрашена позитивно, «они» - чаще негативно. У старших школьников категория «мы» еще больше сужается и приобретает «элитарный» характер. Подросток активно ищет «своих». Происходит отсортировка, и в «мы» входят главным образом люди и социальные группы, которые являются для подростка референтными. «Они», напротив, начинает увеличиваться в размерах. У подростков эта группа - содержательно и эмоционально очень определенная категория. Эмоциональный дисбаланс между категориями достигает в этом возрасте своего максимального пика.