Исследование социально-психологической адаптации и коммуникативной сферы подростков-пользователей социальных сетей

Скачать дипломную работу, в которой проводиться исследование социально-психологической адаптации и коммуникативной сферы подростков-пользователей социальных сетей
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.11.2023
Объем файла
739 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Современные условия развития общества характеризуются расширением объема коммуникативных потоков.  В наше время трудно вообразить жизнь в отсутствии Интернета, в том числе – без социальных сетей. Подростковый период несет собой большие перемены для подростков, не говоря уже о людях  которые участвуют в их жизни. Подросткам важно найти свою индивидуальность и независимость. В то же время они сталкиваются с растущим давлением ответственности и доверия, решая новые для себя вопросы и проблемы. Мы должны помочь им в их переходе от ребенка к взрослому. Подростковые годы считаются сенситивными для формирования и развития коммуникативных способностей Отчасти это обусловливается особенной социальной ситуацией развития (сверстник - подросток) и ведущим видом деятельности - эмоционально-личностное общение с ровесниками. в данный период коммуникативная деятельность является ведущей, и отсутствие навыков общения сильно затрудняет подросткам возможность раскрыться и выразить себя в учебе, в среде сверстников и в обществе в целом [1]. За последние несколько лет возможности для подростков формировать и поддерживать отношения в Интернете многократно возросли. Не только использование мгновенных сообщений (IM) значительно возросло, но и чаты и сайты социальных сетей в Интернете также быстро набирают популярность в качестве мест для формирования и поддержания личных отношений. В последние годы функции Интернета для подростков значительно изменились. Если в 1990-х годах они использовали Интернет в основном для развлечения, то в настоящее время подростки активно используют возможности интернета преимущественно для межличностного общения. Быстрое появление Интернета как места общения для подростков сопровождалось диаметрально противоположными мнениями об его социальных последствиях. Некоторые авторы считают, что общение в Интернете препятствует благополучию подростков, поскольку оно вытесняет ценное время, которое можно было бы провести с уже имеющимися друзьями. Есть мнение, что, используя Интернет, люди будут заменять социальные отношения низкого качества на более качественные, то есть заменяют слабые и не особо важные связи на более продуктивные. Интернет мотивирует подростков устанавливать онлайн-контакты с незнакомыми индивидами в сети, а не только поддерживать дружеские отношения со своими сверстниками в реальной жизни. Поскольку общение в сети и эти данные их контакты рассматриваются как поверхностные, не особо прочные и слабые связи, в которых естественным образом отсутствуют соопутсвующие чувства привязанности и обязательства, можно предположить, что Интернет значительно будет снижать качество существующих дружеских отношений подростков и, следовательно, благополучие этих отношении. И наоборот, другие предполагают, что общение в Интернете может повысить качество существующих дружеских отношений этих подростков, и таким образом, их благополучие. Приверженцы этой гипотезы стимулирования утверждают, что более современные и продвинутые технологии онлайн-коммуникации, такие как IM, ествественно будут способствовать активному общению с существующими друзьями и сверстниками. Большая часть времени, которое подростки проводят наедине с компьютером, на самом деле используется для поддержания существующих дружеских отношений. Если подростки используют Интернет в основном для поддержания контактов с уже существующими друзьями и сверстниками, то предпосылка для активного эффекта вытеснения не будет выполнятся. В конце концов, если существующие дружеские отношения поддерживаются через Интернет, то несправедливо утверждать, что роль Интернета существенно будет снижать качество сетевых дружеских отношений, а следовательно, мешать благополучному общению подростков.

Содержание
Введение.................................................................................................... 6
1 Подростковый возраст как предмет психологических исследований..... 9
1.1 Психическое развитие в подростничестве........................................... 9
1.2 Понятие социально-психологической адаптации................................ 13
1.3 Коммуникативное поведение подростков............................................ 21
2 Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации и коммуникативной сферы подростков-пользователей социальных сетей..27
2.1 Характеристика выборки, методов, процедуры исследования............. 27
2.2 Исследование социально-психологической адаптированности подростков-пользователей социальных сетей........................................... 31
2.3 Исследование коммуникативной сферы подростков-пользователей социальных сетей...................................................................................... 38
Заключение................................................................................................ 45
Список использованных источников......................................................... 48
Приложения............................................................................................... 51

Список использованных источников

1 Выготский Л.С. Педология подростка. - М.: Педагогика, 1984. - 132 с.

2 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.

3 Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

4 Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.-480 с.

5 Снежневская Р.Д. Мир подростка: учебной пособие. - М.:: Педагогика, 1989. - 345 с.

6 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 349 с.

7 Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. - 2010. - №5. - C. 43-51. 

8 Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. -C. 1-14.

9 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. - 368 с.

10 Изотова Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора // Мир психологии. - 2010. - № 3(63). - С. 102-111.

11 Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. - Белгород, 2002. – 200 с.

12 Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии): монография. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 262 с. 

13 Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореф. дис...канд.психол.наук. - М.,1980. - 24 с.

14 Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

15 Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер-Трейд, 2018. - 940 с.

16 Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 539 с.

17 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 360 с.

18 Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. I. Введение в психологию: учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 726 с.

19 Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006. - 304 с.

20 Светлова А. А. Возрастные особенности взаимодействия как фактор социализации подростка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - № 3. - С. 181–187.

21 Педченко В.В. Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка // Молодой ученый. - 2017. - № 5 (139). - С. 405-410. 

22 Гулевич О.А. Психология коммуникации. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - С. 301-302. 

23 Горянина В.А. Психология общения. - М.: Academia, 2002. - 415 с.

24 Ильяева И.А. Культура общения (опыт философско-методологического анализа). - Воронеж, 1989. - 167 с.

25 Рассоха В.С. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. - С. 43-49. 

26 Кораблева Г.В. Основы коммуникативной культуры // Известия ОГАУ. - 2004. - №1-1. - С. 93-94.

27 Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1984. - С. 31.

28 Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 478 с.

29 Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - 418 с.

30 Дарманян А.С. Понятие коммуникативных способностей в психологии // Молодой ученый. - 2019. - №33(271). - С. 105-107. 

31 Тагинцева Т.Е. Влияние социальных сетей на человека // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 10. - С. 129-130.

32 Самсонова Н.Н. Особенности социального поведения молодежи, активно использующей различные виды интернет-коммуникаций // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». - М.: Издательство «Научные технологии», 2017. - С. 60-62.

33 Квашнина О. В. Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности. - Молодой ученый. - 2015. - № 10 - C. 1178-1180.

34 Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2014. - № 2. - С. 90-104.

35 Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 512 с.

36 Носов Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

37 Арпентьева М.Р. Стратегии социального поведения личности: самораскрытие и самопрезентация. - Калуга: КГУ, 2015. - 300 с.

38 Войскунский А.Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Человек. - 2016. - № 1. - С. 36-49.

39 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института психотерапии. 2002. - 490 с.

40 Психологические тесты для профессионалов / авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496 с.

41 Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015. - 42 с.

42 Шкуратова И.П. Смыслы и мотивы общения людей в социальных сетях Интернета // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием. - М.: Кредо, 2014. - с. 281-282.

43 Теперик Р.Ф., Жукова М.А. Особенности общения Интернет-зависимых пользователей // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2009 - С. 165-187.

44 Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. канд. мед. наук (13.04.2004). - Новосибирск: Новосибирская государственная медицинская академия, 2004. - - 20 с.

Шкала «доминирование» выявляет уровень лидерских амбиций, лидерство в решении проблем, часто решает личностно значимые задачи за счет других. Шкала «ведомость» определяет уровень стремления подчиненного к выполнению задач, поставленных кем-то другим. Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания и ухода от проблемных ситуаций. Наиболее характерными чертами личности, которые больше всего отличают паттерн, являются интегральные показатели "адаптация", "самопринятие" и "принятие других".
3. Тест Ряховского В.Ф. "Методика оценки уровня общительности" позволяет определить уровень общительности человека и его способность устанавливать, поддерживать и сохранять хорошие личные и деловые отношения с другими людьми.
Количество набранных балов говорит о следующем:
30-32 балла - явная некоммуникабельность, которая затрудняет налаживание контактов в группе, совместную с группой деятельность.
25-29 - замкнутость, молчаливость, склонность к одиночеству. Необходимость в новой работе и новых отношениях может привести к потере спокойствия, вывести из равновесия. 
19 - 24 - общительность умеренная, уверенность в незнакомой обстановке, новые начинания , задачи вызывают не напряжение, а интерес. Однако, присутствует настороженность в отношении новых людей. Неохотное участие в дискуссиях и дебатах. Излишек сарказма без видимой причины. 
14-18 баллов - развитые навыки общения. Есть любопытство, готовность к общению с интересным собеседником, терпеливость с другими, отстаивание своей точки зрения без принижения оппонента. Знакомство с новыми людьми приводит к неловкости. Однако, нет стремления к шумным компаниям; экстравагантные анекдоты и игра слов вызывают негативные эмоции.
9 - 13 - высокая общительность, любопытство, разговорчивость. Легкость в знакомствах с новыми людьми. Желание быть в центре внимания, безотказность в просьбах, даже невыполнимых. Вместе с тем недостаток настойчивости, терпения и стойкости при столкновении с серьезными проблемами.