Проблема отбора в детско-юношеском самбо

Скачать дипломную работу, в которой исследуется проблема отбора в детско-юношеском самбо
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.11.2023
Объем файла
757 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный спорт высших достижений развивается в условиях острой конкурентной борьбы. Так, борьбу за медали на Олимпийских играх и мировых чемпионатах по самбо ведут около 180 федераций различных стран мира. Для современного спорта характерно постоянное повышение требований к всесторонней подготовленности спортсменов. В свою очередь, достижение высоких спортивных результатов во многом зависит от степени развития физических и психических способностей человека, что предполагает возможность спортивного отбора лиц с наиболее высоким уровнем развития важных для данного вида спорта качеств. В этих условиях первостепенное значение приобретает глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка эффективной методики отбора для занятий тем или иным видом спорта. В настоящее время для оценки возможностей спортсмена чаще всего используются критерии, которые касаются так называемых модельных характеристик, обеспечивающих успех в спорте, которые требуют длительного и постоянного наблюдения за динамикой комплекса показателей, включающих в себя показатели телосложения, психологического статуса, двигательных способностей, темпов ростовых процессов и биологического созревания на всех этапах спортивного становления.  Сложность проведения длительных комплексных наблюдений с привлечением широкого штата специалистов в современных условиях, безусловно, лимитирует использование этих критериев и тем самым снижает как надежность, так и долгосрочность прогноза, уменьшает адекватность выбора специализации. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА……… 7

1.1 Методические основы организации спортивной деятельности самбистов 7

1.2 Спортивный отбор, его цели и задачи……………………………………. 11

1.3 Классификация форм отбора и спортивной ориентации……………… 22

1.4 Уровни и методики спортивного отбора………………………………… 31

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………… 40

2.1 Методы исследования………………………………………………… 40

2.2 Организация исследования……………………………………………….. 42

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ………….. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с. 

2. Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с. 

3. Бальсевич, В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - М., 1980. - № 1. - С. 31-33.

 4. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич. Киев: Здоров'я, 1987. - 226 с.

 5. Бланин, А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Бланин. Малаховка, 2000. - 149 с. 

6. Бриль, М.С. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов / М.С. Бриль, В.П. Филин // Теория и практика физической культуры. - 1982. - № 8. - С. 30-32. 7 Бубэ, X. Тесты в спортивной практике / X. Бубэ, Г. Фак, X. Штюблер, Ф. Троги. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 239 с.

7.  Брянкин С. Спортивный отбор и ориентация: Учебное пособие. - Смоленск, 1977. – С. 23-24.

8. Бушева, Ж.И. Повышение двигательной активности младших школьников с учётом их морфофункциональных особенностей в условиях среднего приобъя: дис. ... канд. пед. наук / Ж.И. Бушева. - Сургут, 2004. - 212 с.

9. Вайцеховский С. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – С.312.

 10. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с. 

11. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 166 с. 

12. Волков, В.М. Физические способности детей и подростков / В.М. Волков. Киев: Здоров'я, 1981. - 120 с. 

13. Высочин, Ю.В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю.В. Высочин, В.И. Шапошникова // Физическая культура в школе. - 1999. - №1. - С. 69-72. 

14. Гавердовский Ю., Смолевский В. – Москва: Советский спорт, 2014. – С. 231.

15. Гавердовский В. Теория и методика спортивной гимнастики. В 2-х томах. – М.: 2014.- С.27.

16. Годик М. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – С. 34.

17. Геллер, Е.М. Социально-педагогические функции игры в подготовке юных спортсменов / Е.М. Геллер // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - Минск: Высшая школа, 1981. - Вып. 4. - С. 36-40.

18. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Губа. - М., 1997. - 55 с.

 19. Гужаловский, А.А. Темпы роста физических способностей как критерии отбора юных спортсменов / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 9. - С. 28-30. 

20. Дворкин, В М Современные критерии отбора в спортивной борьбе / Д.Г. Миндиашвили, А.Н. Савчук, В.М. Дворкин // Теория и практика физической культуры. - М., 2007. - №7 - С 34-35. 

21. Дворкин, В.М Использование показателей двигательной активности при спортивном отборе в группы начальной подготовки по дзюдо / В.М. Дворкин, А.Н. Савчук // Вестник КрасГАУ. - Вып 15. – Красноярск: СибГАУ, 2006. - С. 483-485. 

22. Дворкин, В.М. Влияние музыки на двигательную активность дзюдоистов / А.Н. Савчук, В.М. Дворкин // Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии. Материалы международного симпозиума. 11-15 ноября 2004 г. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. - С. 151-152. 

23. Дворкин, В.М. Развитие физических качеств дзюдоистов на основе повышения их двигательной активности / В.М Дворкин, А.Н. Савчук // Подготовка кадров для силовых структур, современные направления и образовательные технологии: материалы двенадцатой всероссийской научно- методической конференции. - Иркутск: ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», 2007 - С. 284-286. 

24. Дворкин, В.М. Понятие базовой техники и её значение в совершенствовании технико-тактического мастерства начинающих борцов / В.М. Дворкин, А.Ю. Кустов // Физическая культура и спорт в системе образования: сборник материалов VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2003 - С. 73-75.

 25. Запорожанов, В.А. Методика оценки перспективности спортсменов в условиях центра / В.А. Запорожнов, К.П. Сахновский, А.И. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. - 1990, - № 4. - С. 27-29. 

26. Зациорский, В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека (материалы исследований на близнецах) / В.М. Зациорский, Л.П. Сергеенко // Теория и практика физической культуры. - 1975. - №6. - С. 22-28. 

27. Зациорский, В.М. Проблема спортивной одаренности и отбор в спорте / В.М. Зациорский, Н.Ж. Булгакова, P.M. Рагимов // Теория и практика физической культуры. - 1973. - №7. - С. 54-66. 

28. Исаев, А.П. Полифункциональная мобильность и вариабельность организма спортсменов олимпийского резерва в системе многолетней подготовки: монография / А.П. Исаев, В.В. Эрлих. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. – 502 с. 

29. Кабанов, С.А. Двигательный гомеостаз борцов: совершенствование системы многолетней подготовки / С.А. Кабанов, А.П. Исаев. – Челябинск: СЧЭА, 1999. – 224 с. 

30. Кабанов, С.А. Медико-биологические и педагогические критерии адаптивно-компенсаторных изменений в управлении тренировочным процессом дзюдоистов: учеб. пособие / С.А. Кабанов. – Тюмень: Вектор-Бук, 2008. – 76 с. 

31. Комков, А.Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема / А.Г. Комков, Е.В. Антипова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 24-26.

32. Кондрацкий, И.А. Основы методики становления и совершенствования технико-тактического мастерства в классической борьбе: учебное пособие / И.А. Кондрацкий, Г.М. Грузных, В.М. Игуменов. - Омск: ОГИФК, 1984. - 86 с. 

33. Крепчук, И.Н. Сопряженное воздействие специализированных подвижных игр на физические качества и навыки единоборства юных борцов на этапе начальной подготовки: дис. … канд. пед. наук / И.Н. Крепчук. - Минск, 1987. - 214 с. 

34. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Педагогика, 1971. – С. 259.

35. Лях, В.И. Двигательные способности / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1996. - № 2. - С. 2-6. 

36. Марищук, В.Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе / В.Л. Марищук под ред. Б.А. Душкова // Хрестоматия по инженерной психологии: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 257-265. 

37. Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии Текст. / Э.Г. Мартиросов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 198 с. 

38. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: учебная книга для завершающих уровней физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с. 

39. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с. 

40. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин под ред. В.А. Климова // Избранные психологические труды. - М.: Издательство Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1996. - 448 с. 

41. Морозова, Н.И. Организация процесса диагностики способностей к проявлению выносливости 12-13-летними спортсменками на этапе начальной подготовки / Н.И. Морозова // Теория и практика физической культуры. – 1990. - №9. - С. 26-27. 

42. Мотыль, А.В. Индивидуально-типологические различия в структуре двигательной одарённости детей и их значение при выборе спортивной специализации: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Мотыль. - СПб., 1998. - 171 с. 

43. Мотылянская, Р.Е. Системно-структурный подход к изучению проблемы спортивного отбора / Р.Е. Мотылянская // Научно-спортивный вестник. - М., 1984. - № 5. - С. 8-11. 

44. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

 45. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев: Вища школа, 1984. - 352 с. 

46. Платонов К. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С.281.

47. Пономарев, В.В. Педагогические технологии физкультурного образования школьников Крайнего Севера / В.В. Пономарев. - М.: Теория и практика физической культуры. - Красноярск: СибГТУ, 2002. - С. 176. 

48. Потапова, Т.В. Адаптивно-компенсаторные реакции организма юных спортсменов на нагрузки прогрессивной тренировки и восстановления: монография / Т.В. Потапова, В.В. Эрлих, А.М. Мкртумян / под науч. ред. А.П. Исаева. – Тюмень: ТГУ, 2008. – 344 с. 

49. «Президентские состязания» (авторский проект) / Ю.Н. Вавилов, А.Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1997. - №6. - С. 51. 44 Пуни, А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта / А.Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 6. - С. 10-14.

 50.  Рыбалко, Б.М. Спортивная борьба в школе: пособие для учителей / Б.М. Рыбалко, В.И. Рудницкий. - Минск: Нар. асвета, 1984.

51. Смолевский В. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры. – Изд. 3-у перераб., доп. – С.43.

52. Чернышенко Ю. Методы отбора юных гимнасток на основе оценки двигательной подготовленности. – М.: 1986. – С. 251.

53. Чернышенко Ю. Основы концепции спортивно-ориентированной допризывной физической подготовки молодежи. – М.: 2018.

54. Чернышенко Ю. Информативность парциальных показателей спортивной культуры учащихся 9-10 лет/ Физическая культура, спорт – наука и практика. – М.: 2015.

55. Теоретические основания модернизация процесса физического воспитания детей дошкольного возраста: монография; под общей редакцией Чернышенко Ю.; Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». – Краснодар: КГУФКСТ, 2018.

56. Тутевич, В.Н. Теория спортивных метаний (механико-математические основы) Текст. / В.Н. Тутевич. — М.: Физкультура и спорт, 1969,-311 с.

57. Удалая, А. Д. Характеристика возрастных возможностей координации и ритмичности движений у детей дошкольного возраста Текст. / А.Д. Удалая // Возрастные особенности физиологических систем детей иподростков.- М., 1981. 23 8 с.

58. Усаков, В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы Текст.: дис. . докт. пед. наук : 13.00.04 / В.И. Усаков. -Омск, 2000.

59. Фарфель, B.C. Управление движениями в спорте Текст. / B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с.

60. Филимонова, И.Е. Морфо-функциональные особенности пловцов высокого класса и их значение для отбора и дальнейшего совершенствования Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04. М., 1978. - 21 с.

61. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта Текст. / В.П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 130 с.

62. Филиппович, В.И. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей Текст. / В.И. Филлипович, И.М. Туревский // Теория и практика физической культуры. М., 1977. - №4. - С. 39-44.

63. Фирилева, Ж.Е. Методика педагогического контроля при занятиях с юными гимнастками с учетом возрастных особенностей Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04. Л., 1978.-20 с.

64. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности Текст. / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М.: Физическая культура и спорт, 1991. -224 с.

65. Фонарева, М.И. Физиологические основы развития движений детей Текст. / М.И. Фонарева // Развитие движений ребенка-дошкольника. М.,1975.-С. 5-13.

66. Харитонова, Л.Г. Комплексные исследования процессов адаптации организма. детей и подростков к физическим нагрузкам Текст. / Л.Г. Харитонова '// Теория и практика физической культуры. — 1996, — № 12. — С. 1822.

67. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

68. Хрисанфова, Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека Текст. / Е.Н. Хрисанфова. М.: МГУ, 1990. - 136 с.

69. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие Текст. / В.Д. Шадриков. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. - 320 с.

70. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора Текст. / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. М.: Физкультура и спорт, 1984. -151 с.

71. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику: книга для воспитателей детского сада и родителей Текст. / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. М.: Просвещение, 2000. - 79 с.

72. Шкляренко, А.П. Двигательные функции позвоночника при патологии его развития у детей и подростков Текст. / А.П. Шкляренко //Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Краснодар, 1999. - Т. 2.-С. 185-193.

208. Шмальгаузен, И.И. Факторы эволюции Текст. / И.И. Шмальгаузен. -М.: Наука; 1968. - 451 с.

73. Штерн, В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования Текст. / В. Штерн. — М. 1926. - 127 с.

74. Щедрина, А.Г. Физическое воспитание и медико-биологические закономерности развития детского организма (дети и олимпийское движение): материалы симпозиума детской Сибириады-93 Текст. / А.Г. Щедрина. -Новосибирск, 1993. - С. 11-16.

75. Элашвили, В.И. О некоторых дискуссионных вопросах, определении понятий "физические качества" и "способности" человека Текст. / В.И. Элашвили // Теория и практика физической культуры. 1967. - №10. - С. 5154.

76. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Текст. / Г.П. Юрко. М.: Медицина, 1978. - 245 с.

77. Яблоновский, И.М. О моторике детей школьного возраста Текст. / И.М. Яблоновский. М.: Физкультура и спорт, 1949. - 95 с.

78. Язвиков, В.В. Состав мышечных волокон смешанных скелетных мышц как фактор конституции человека Текст. /В.В. Язвиков, В.Г. Петрухин // Теория и практика физической культуры. М., 1991 . - № 1. - С. 38-40.

79. Яковлев, B.JI. Спортивная ориентация легкоатлетов в учебных группах начальной подготовки Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук, — Л., 1990.-23 с.

Исходя из анализа научно-методической литературы, результатов анкетных данных и бесед с тренерами была определена батарея тестов для оценки уровня физической подготовленности детей, проходивших спортивный отбор в группы начальной подготовки по самбо. Зачисление в экспериментальную группу на втором этапе проводилось по показателям двигательной активности. Для наиболее эффективной оценки объема двигательной активности был использован метод подсчета числа локомоции за сутки, как регламентированного, так и нерегламентированного характера, с помощью шагомеров. По мнению многих авторов, средняя норма двигательной активности для младших школьников должна быть в пределах 20-30 тыс. шагов в сутки.  В экспериментальную группу были зачислены дети с высоким уровнем двигательной активности, который в среднем составил 25093,6±1093,7 локомоций в сутки. Данный уровень двигательной активности является гигиенической нормой. Также важно для оценки двигательной активности учитывать индивидуально-типологические особенности центральной нервной системы. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. При отборе детей в группу начальной подготовки по самбо по экспериментальной методике определялся уровень потребности в двигательной активности с помощью графического теста Е П. Ильина.   Из 30 детей, зачисленных в экспериментальную группу, 22 имели высокую, а 8 - среднюю потребность в двигательной активности.  Третий этап разработанной нами методики включал в себя комплекс специализированных подвижных игр с элементами единоборств, который состоял из пяти групп игры в касание, в атакующие захваты, в блокирующие захваты, в теснение, с опережением и борьбой за выгодное положение.