Развитие творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики
Введение
Проблема развития творческих способностей детей не нова, но все еще актуальна на сегодняшний день. Творческие способности считаются одним из главных компонентов всестороннего развития личности. Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста, так как именно этот период наиболее благоприятный и дети легко усваивают новое. Если в этот период не заниматься развитием творческих способностей детей, то по мере взросления происходит постепенное снижение творческой активности.
Задача творческого развития личности выступает в качестве приоритетных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС). В стандарте указано, что особая значимость на сегодняшний день приобрели вопросы по развитию и формированию творческих способностей и творческого потенциала подрастающего поколения как субъекта отношений в окружающим миром. Согласно этому документу, главный результат заключается в социализации современного ребенка, реализации его потребности в творчестве, развитии у него любознательности и мотивации в достижении успеха. Поэтому педагогам в своей работе необходимо применять различные инновационные формы работы с детьми.
Одним из эффективных видов деятельности, который оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей, считается бумагопластика. В процессе работы у ребенка развивается не творческое мышление и воображение, но и мелкая моторика, что в целом оказывает влияние на развитие творческих способностей.
Оглавление
Введение....................................................................................................... 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей детей 6-7 лет на занятиях бумагопластикой.............................................. 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет.................. 7
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей 6-7 лет. 14
1.3 Влияние бумагопластики на развитие творческих способностей
детей 6-7 лет.............................................................................................. 20
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей на занятиях по бумагопластике................................ 26
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей 6-
7 лет........................................................................................................... 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческих
способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики.................. 32
2.3 Выявление динамики уровня развития творческих
способностей у детей 6-7 лет.................................................................. 38
Заключение................................................................................................... 42
Список используемой литературы............................................................. 44
Приложение А. Учебно-тематический план занятий «Бумагопластика» 48
Приложение Б. Конспект занятия на тему «Снегири»............................. 51
Приложение В. Конспект занятия на тему «Валентинка»....................... 56
Список используемой литературы
1. Архипова О.В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 12. С. 19-21.
2. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
3. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учеб. пособ. - СПб.: СПГУТД, 2006. 205 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2006. 173 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Центр Академия, 2002. 320 с.
6. Большакова Л.А. Развитие творчества дошкольника // Завуч начальной школы. 2002. № 2. С. 12-16.
7. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Либроком, 2010. 120 с.
8. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. М.: Росмэн, 2002. 79 с.
9. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей детей. М.: Педагогический поиск, 2009. 144 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Академия, 2011. С. 55-56.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2016. 448 с.
12. Гилфорд Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2009. 624 с.
14. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 111 с.
15. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 80 с.
16. Григорьев Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». М.: Просвещение, 2011. 225 с.
17. Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива: Коллективная монография. - Екатеринбург, 2009. 214 с.
18. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей детей. М.: Академия, 2008. 224 с.
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2006. 249 с.
20. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. 2014. № 3. С. 222-229.
21. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. 2012. №4. С. 15-21.
22. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. 170 с.
23. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М.: Педагогика, 2010. 98 с.
24. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
25. Ковалько В.И. Старший дошкольник и его творчество. М.: Эксмо, 2007. 334 с.
26. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. 344 с.
27. Кулагина И.Ю. Старшие дошкольники: особенности развития. М.: Эксмо, 2009. 176 с.
28. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. 2012. № 5. С. 59-62.
29. Луя О. В. Развитие творческого потенциала дошкольников как основы формирования позиции субъекта // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 104-106.
30. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности дошкольников. Часть 1. – М.: Русское слово, 2013. 56 с.
31. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности дошкольников. Часть 2. М.: Русское слово, 2013. 48 с.
32. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 105 с.
33. Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления дошкольников // Начальная школа. 2008. №5. С. 47.
34. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МОДЭК, 2011. 400 с.
35. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013. № 1. С. 219-226.
36. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения дошкольников. М.: Владос, 2000. 128 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 720 с.
38. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество дошкольников. М.: Издательство «Академия Развития»: развивающее обучение. Практические задания, 2004. 126 с.
39. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса // Завуч начальной школы. 2003. № 3. С. 107.
40. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды. М.: МПСУ, 2009. 640 с.
41. Торренс Э.П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensadiagnostika-tvorcheskog
42. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты. СПб, 2004. 65 с.
43. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб: Питер, 2013. 320 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). М., 2013. 84 с.
45. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.
46. Шадриков В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. 2004. № 5. С. 6-12.
47. Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. М.: Телевинф, 2012. 37 с.
48. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. 2020. № 9. С. 13-17.
Учитывая неотделимость развития мышления от развития языка, можно выделить одну из важнейших задач в развитии творческого мышлениях ребенка - обучение умению словесно описывать способы решения поставленных задач, приемы работы, называть основные элементы. При участии ребенка в творческом процессе задача решается сначала в уме, и только затем переносится во внешний план, а усвоение обширного словарного запаса влияет на качество формирования и развития внутреннего плана действия [12]. Н.Н. Поддъяков считает, что особенности развития творческих способностей у старших дошкольников обусловлено факторами: среда жизнедеятельности; социальные формы деятельности; индивидуальные особенности личности [26].