Применение эффективных методов удаленного обучения на уроках биологии, для неуспевающих учеников
Введение
Сегодня на первое место требуются следующие профессиональные навыки: способность быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям; способность ориентироваться в процессах, происходящих в обществе; умение сотрудничать с использованием средств телекоммуникации; способность критически мыслить и принимать самостоятельные решения. Новое время предоставило новые возможности обучения, которые помогут повысить конкурентоспособность в обществе. Очевидно, что эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационной и теле-коммуникационной сети Интернет.
Интернет играет большую роль в качестве источника ресурсов для непрерывного образования. Если в последнее время речь идет об электронном обучении или дистанционном образовании, которое было институтом образования (преподаватели), то в последние годы открываются широкие перспективы использования онлайн - курсов для неформального образования и самообразования.
В центре внимания оказались массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs), ориентированные прежде всего на учащихся. Однако, с одной стороны, рынок образовательных ресурсов в Сети Интернет очень разнообразен и продолжает динамично развиваться. С другой стороны, очевидна тенденция расширения возможностей онлайн-образования для молодой аудитории - подростков и детей (школьников).
Последнее связано с увеличением доступности интернета для определенной аудитории и повышением собственной активности в использовании образовательного потенциала сети. По данным Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения НИУ ВШЭ (негосударственное лонгитюдное обследование домашних хозяйств) в 2013 году 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет использовали Интернет для чтения. Это несколько ниже, чем число подростков, использующих развлекательную сеть (89%), и превышает число тех, кто использует интернет для общения, друзей и игр. Поиск информации, связанной с обучением (включая ресурсы, ориентированные на школьную программу, и материалы для саморазвития), является наиболее распространенной формой активности в интернете после развлечений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
1 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ УЧАЩИМСЯ ..…………………………………
1.1 Определение дистанционной формы обучения................................
1.2 Обзор эффективных методов дистанционного обучения на уроках биологии слабоуспевающим учащимся......
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………..
2.1 Дистанционная технология обучения - форма организации учебного процесса ……
3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ОНЛАЙН РЕСУРСА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
3.1 Методика экспериментального исследования для использования эффективных методов дистанционного обучения на уроках биологии слабоуспевающим учащимся ……..
3.2 Результаты исследовательской работы.....................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Rein, Raffaela (2015) The 20 Edtech Startups Changing Education in Europe. URL: [https://www.edsurge.com/ news/2015-07-02-the-20-edtech-startups-changing-education-in-europe]
2. Shieber, Jonathan (2015) Investors Rethink EdTech As Dealflow Declines // TechCrunch. URL: [http://techcrunch. com/2015/06/03/investors-rethink-edtech-as-dealflow-declines/]
3. Adkins, Sam S. (2015) H1 2015 Global Analysis of Learning Technology Investment Patterns // Ambient Insight. URL: [http://www.ambientinsight.com/Resources/Documents/AmbientInsight_H1_2015_Global_Learning_ Technology_Investment_Patterns.pdf]
4. 13. (2015) Education Technology Deals Reach $1.6 Billion in First Half of 2015 // EdSurge. URL: [https://www.edsurge. com/news/2015-07-29-education-technology-deals-reach-1-6-billion-in-first-half-of-2015]
5. (2012) Distance Learning: A Global Outlook // Global Industry Analysts.
6. (2014) Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций // IPOboard. URL: [http://ipoboard.ru/files/cms/200dff3c 0e542cd52294f166a762cfe0]
7. (2014) Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов // J’son & Partners Consulting. URL: [http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-segment- massovyh-onlayn-kursov-20141209065340]
8. Синельников В.В., Чеботарь Н.А., Тарасенко А.Н., Милякина А.Г., Абашева Е.В. (2015) Результаты всероссий- ского исследования: насколько школьная система готова к внедрению новых технологий в образовании // Информационные технологии для Новой школы. Материалы VI Международной конференции, 1. — СПб.: 9–11.
9. (2014) E-Learning Market Trends & Forecast 2014 — 2016 Report // Docebo. URL: [https://www.docebo.com/ whitepaper-elearning-market-trends-and-forecast-2014-2016/]
10. Ed Tech Market Map // NewSchools Venture Fund blog. URL: [http://www.newschools.org/blog/k-12-ed-tech- market-map-refresh]
11. The EdSurge Edtech Index // EdSurge. URL: [https://www.edsurge.com/products/]
12. Merlot Advanced Search // Merlot. URL: [https://www.merlot.org/merlot/advSearchMaterials.htm]
13. Kaplan EdTech Accelerator. URL: [http://kaplanedtechaccelerator.com/]
14. The EdTech Market Landscape // Prezi. URL: [https://prezi.com/xguky7u7aur6/ed-tech-market-map/]
15. IMS Global Developer // IMS Global. URL: [http://developers.imsglobal.org/catalog.html]
16. Bruce, B. C., & Levin, J. A. (1997). Educational technology: Media for inquiry, communication, construction, and expression. Journal of Educational Computing Research, 17(1): 79–102.
17. The Padagogy Wheel V4.0. URL: [http://www.unity.net.au/padwheel/padwheelposter.pdf]
18. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
19. (2014) Исследование аудиторий MOOC-платформ для национальной платформы открытого образования //
20. Г.Урбисинова, Б. Халыева. Педагогическая технология в системе дистанционного обучения. Журнал "Основы информатики". №3. 2007.
21. Levin, J. A. (2014) Taxonomies of Educational Technology Uses: Dewey, Chip & Me. E-Learning and Digital Media 11(5): 439–442.
22. Bruce, B. C., Levin, J. A. (2003) Technology as Media: A Learner Centered Perspective // What Teachers Should Know about Technology? Perspectives and Practices. Information Age Press: 45–51.
23. Dewey, John (1943). The child and the curriculum: The school and society. Chicago: University of Chicago Press.
24. (2014) Концепция развития дополнительного образования детей, 2014 // Интернет-портал «Российской Газеты» URL: [http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html]
25. Манифест о цифровой образовательной среде // Edutainme. URL: [http://manifesto.edutainme.ru/]
26. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций // IPOboard. URL: [http://ipoboard.ru/files/cms/200dff3c 0e542cd52294f166a762cfe0]
27. Мальцев В. Дистанционное обучение — доступное образование.// 2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.planetaedu.ru/articles/482 (дата обращения 21.10.2016)
28. Токмянин В. В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2015 г.). — СПб.: Реноме, 2015. — С. 370-372.
29. Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тугамбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 495-498. — URL: https://moluch.ru/archive/100/20703/ (дата обращения: 05.04.2021).
30. Anstine, J., & Skidmore, M. (2005). A small sample study of traditional and online courses with sample selection adjustment. The Journal of Economic Education, 107–127.
31. Bartley, S. J., & Golek, J. H. (2004). Evaluating the Cost Effectiveness of Online and Face-to-Face Instruction. Educational Technology & Society, 7(4), 167–175.
32. Bennett, S., Marsh, D., & Killen, C. (2007). Handbook of online education. Continuum International Publishing Group, Incorporated. Retrieved from dl.acm.org/citation.cfm?id=1526291
33. Bernard, R. M., Abrami, P. C., Lou, Y., Borokhovski, E., Wade, A., Wozney, L., … Huang, B. (2004). How Does Distance Education Compare With Classroom Instruction? A Meta-Analysis of the Empirical Literature. Review of Educational Research, 74(3), 379–439.
34. Blitz, C. L. (2013). Can Online Learning Communities Achieve the Goals of Traditional Professional Learning Communities? What the Literature Says. REL 2013-003. Regional Educational Laboratory Mid-Atlantic. Retrieved from eric.ed.gov/?id=ED544210
35. Boettcher, J. V., & Conrad, R.-M. (2010). The online teaching survival guide: Simple and practical pedagogical tips. John Wiley & Sons.
36. Bowen, W. G. (2013). Higher education in the digital age. Princeton University Press.
37. Bowen, W. G., & Ithaka, S. (2012). Interactive learning online at public universities: Evidence from randomized trials. Ithaka S+ R. Retrieved from mitcet.mit.edu/wp- content/uploads/2012/05/BowenReport-2012.pdf
38. Brown, B. W., & Liedholm, C. E. (2002). Can web courses replace the classroom in principles of microeconomics? The American Economic Review, 92(2), 444–448.
39. Brown, B. W., & Liedholm, C. E. (2004). Student preferences in using online learning resources. Social Science Computer Review, 22(4), 479–492.
40. Clark, R. E. (1994). Media will never influence learning. Educational Technology Research and Development, 42(2), 21–29. doi:10.1007/BF02299088
41. Coates, D., Humphreys, B. R., Kane, J., & Vachris, M. A. (2004). “No significant distance” between face- to-face and online instruction: evidence from principles of economics. Economics of Education Review, 23(5), 533–546.
42. De la Varre, C., Keane, J., & Irvin, M. J. (2011). Enhancing Online Distance Education in Small Rural US Schools: A Hybrid, Learner-Centred Model. Journal of Asynchronous Learning Networks, 15(4), 35–46.
43. Denny, P. (2013). The Effect of Virtual Achievements on Student Engagement. In Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (pp. 763–772). New York, NY, USA: ACM.
44. Deterding, S., Dixon, D., Khaled, R., & Nacke, L. (2011). From game design elements to gamefulness: defining gamification. In Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments (pp. 9–15). ACM.
45. Deterding, S., Sicart, M., Nacke, L., O’Hara, K., & Dixon, D. (2011). Gamification. using game-design elements in non-gaming contexts. In PART 2–Proceedings of the 2011 annual conference extended abstracts on Human factors in computing systems (pp. 2425–2428). ACM.
46. Evans, J. & Haase, I. (2001). Online business education in the twenty‐first century: an analysis of potential target markets.Internet Research, 11(3), 246–260. doi.org/10.1108/10662240110396432
47. Farinella, J. A., Hobbs, B. K., & Weeks, H. S. (2000). Distance delivery: The faculty perspective. Financial Practice and Education, 10, 184–194.
48. Figlio, D. N., Rush, M., & Yin, L. (2010). Is it live or is it internet? Experimental estimates of the effects of online instruction on student learning. National Bureau of Economic Research.
49. FinAid | Loans | Student Loan Debt Clock. (n.d.). Retrieved March 5, 2014, from finaid.org/loans/studentloandebtclock.phtml
50. Fisher, D. (2012, November 6). Warming Up to MOOC’s. The Chronicle of Higher Education Blogs: ProfHacker.
51. Gratton-Lavoie, C., & Stanley, D. (2009). Teaching and learning principles of Microeconomics online: An empirical assessment. The Journal of Economic Education, 40(1), 3–25.
52. Hamari, J., Koivisto, J., Sarsa, H., & Hamari, J. (2014). Does Gamification Work. In A Literature Review of Empirical Studies on gamification. In proceedings of the 47th Hawaii International Conference on System Sciences, Hawaii, USA.
53. Harmon, O. R., & Lambrinos, J. (2006). Online Format vs. Live Mode of Instruction: Do Human Capital Differences or Differences in Returns to Human Capital Explain the Differences in Outcomes?
54. Harmon, O. R., & Lambrinos, J. (2012). Testing the Effect of Hybrid Lecture Delivery on Learning Outcomes. Retrieved from ideas.repec.org/p/uct/uconnp/2012-36.html
55. Hiltz, S. R., Coppola, N., Rotter, N., Toroff, M., & Benbunan-Fich, R. (2000). Measuring the Importance of Collaborative Learning for the Effectiveness of ALN: A Multi-Measure. In Learning Effectiveness and Faculty Satisfaction: Proceedings of the 1999 Sloan Summer Workshop on Asynchronous Learning Networks (Vol. 1, p. 101). Olin College-Sloan-C.
56. Hoic-Bozic, N., Mornar, V., & Boticki, I. (2009). A Blended Learning Approach to Course Design and Implementation. IEEE Transactions on Education, 52(1), 19–30. doi:10.1109/TE.2007.914945
57. Huotari, K., & Hamari, J. (2012). Defining gamification: a service marketing perspective. In Proceeding of the 16th International Academic MindTrek Conference (pp. 17–22). ACM. Retrieved from dl.acm.org/citation.cfm?id=2393137
58. Н. К. Наурызова. Инструмент дистанционного обучения – электронный учебник. Журнал "Начальная школа".№7. 2007.Развитие дистанционного образования в мире. В журнале Дистанционное образование. №2. 1997.
59. Развитие дистанционного образования в мире. В журнале Дистанционное образование. №2. 1997.
60. Развитие дистанционного образования в мире. В журнале Дистанционное образование. №2. 1997.
61. К. Устемиров. Современные педагогические технологии и средства обучения. 2007
Онлайн-обучение – это форма организации обучения с помощью интернет-ресурсов, в данный момент просматривающая экран преподавателя на определенном расстоянии. Здесь учитель учится, наблюдая за объяснениями и демонстрациями. Оффлайн-обучение — это форма обучения, которая позволяет обмениваться информацией между преподавателем и студентом через Интернет-ресурсы (электронную почту). Здесь ученики, студенты, слушатели в режиме онлайн отправляют свои поиски, сбор информации, задания своим преподавателям. Обратная связь предоставляется учителем [49]. Вебинары – это форма семинаров и тренингов с помощью сети Интернет, дистанционные семинары – это активная форма обучения. Проводится посредством семинаров и видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любом месте ее развития, а также прочитать слова, сказанные ранее, и вернуться на несколько шагов назад. Учитель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Количество взаимодействий увеличивается, и учитель воспринимается как равноправный партнер [50, 51]. Советы по дистанционному обучению являются одним из способов руководства и помощи учащимся в самостоятельном изучении предмета. Используются телефон и электронная почта, а также телеконференции. При дистанционном обучении предусмотрены лабораторные работы для практического изучения материала. Виртуальная реальность обладает способностью показывать учащимся явления, которые очень сложно или невозможно продемонстрировать в простой обстановке [53]. Дистанционный учебный контроль представляет собой проверку результатов усвоения обучающимся учебного материала. Таким образом, дистанционное обучение является одним из объектов системы непрерывного образования, которая реализует право человека на образование и доступ к информации, позволяет совершенствовать знания и навыки специалистов, выполняя при этом основную функцию.